Понимаете, изначально так не было. Изначально проект «Дау» был действительно съемками фильма о Ландау. Потом постепенно, о чем рассказал Владимир Сорокин, это от Ландау очень далеко отошло. Потом, ещё дальше, это перестало быть байопиком и стало хроникой съемок о байопике, хроникой фильма о фильме. То есть постепенно изменилась сама задача. Хржановскому показалось — мне кажется, вполне резонно,— что гораздо интереснее смотреть, как ведут себя эти люди в ролевой игре, которую он для них поставил. Это же фильм о ролевой игре, по большому счету. Довольно страшный, многих сводящий с ума, но количество сведенных с ума в этой истории гораздо меньше, чем можно было ожидать. А цель — гораздо благороднее, чем шоу за стеклом, потому что само по себе шоу за стеклом было, по-моему, довольно ужасным и эстетически, и социологически. Так что проект «Дау» — это не шоу, это такой эксперимент, но эксперимент великого значения, и получившаяся там метафора с Тесаком, с разрушением,— это гениально, конечно.
То, что сейчас Хржановский захотел высказаться о феномене шарашки, мне представляется очень неслучайным, очень важным. Дело в том, что, хотя я и случайно напал на эту тему, у меня роман-то ведь о том же самом. Я не знаю, когда он будет, но, когда он будет, он будет об этом — о феномене, о прорыве советского государства в стратосферу, в ситуации, когда 90 процентов рабов содержат 10 процентов ученых, и эти 10 процентов совершают великие творческие прорывы. Это страшная история, но то, что к этой форме общественной организации обратилось внимание большого художника,— это талантливо и неслучайно.