Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

Как вы понимаете фильм Дэвида Линча «Шоссе в никуда»? Нуждаются ли такие работы в расшифровках вроде той, что предлагает Славой Жижек?

Дмитрий Быков
>500

Жижек — он же не кинокритик, Жижек использует кино, отталкиваясь от него, чтобы построить свои концепции. Концепции он строит блистательно, к реальности они никакого отношения не имеют, к самому Жижеку тоже. Ну, они имеют к нему не большее отношение, чем выдуваемый им мыльный пузырь. Этот пузырь наполнен его выдохом, но ничего о Жижеке он нам не говорит. Было бы интересно, если бы Жижек написал автобиографию. Но вообще он мне кажется гениальным манипулятором и великолепным имитатором, замечательным создателем абстрактных конструкций, похожих на облака. Но совершенно невозможно к этому относиться всерьез, простите меня.

Что касается «Шоссе в никуда», то, по-моему, это блестящий пример того, как Линч умеет начинать и не умеет из этого выпутываться. Там придумана гениальная завязка: человек начинает получать видеокассеты, на которых запечатлена его собственная жизнь, его комната: кто-то приходит и снимает его и его спящую жену. Кто-то подбрасывает эти кассеты, никогда не понятно, кто. В наше время тотальной прозрачности, слежки за всеми, видеокамер — наверное, такой сюжет был бы нереален. А вот тогда он возможен. И «Шоссе в никуда» — это пример гениальной завязки и первых тридцати минут, которые мне кажутся классическими. А дальше начинается такое классическое линчевское «ухождение в никуда».

«Шоссе в никуда» (или «Потерянный путь», «Lost highway», как дословно переводится название) — это описание творческого метода, когда потеряна нить повествования. В некотором смысле, это описание авторской растерянности, когда ты не знаешь, куда тебя замысел приведет. Он тебя и приводит в никуда. Это, конечно, история об утрате любви, об утрате жены, в данном случае — Патрисии Аркетт, формально он превращается в другого. И это тоже линчевский инвариант, когда человек, ударяясь лицом в зеркало или в стену, обретает другую внешность и другую биографию. Но по-настоящему это, конечно, история нереализованного замысла. Когда ты придумал гениальную завязку и не знаешь, как из нее выбраться. Так мне кажется. Это кризисная картина: картина, отражающая кризис жанра и кризис Линча самого. Она оставляет впечатление бесконечной тоски, бесконечной растерянности.

Хотя одна сцена там вошла бы, я думаю, в любые антологии, и не только линчевские, а в любую антологию мирового кино: помните, когда подходит персонаж, названный в титрах «Странным человечком» и говорит: «Я и сейчас у вас дома, позвоните мне. Я никогда не хожу туда, куда меня не зовут». Это гениальный кусок, это как во «Внутренней империи» — последнем, на мой взгляд, шедевре Линча, потому что третий «Твин Пикс» — это уже все-таки некоторый распад,— совершенно потрясающая сцена этого диалога с соседкой, когда приходит женщина и начинает говорить про мальчика и девочку, которые пошли играть на площадь, а потом это уже были не те мальчик и девочка… Явная алкоголичка такая рассказывает дикую историю, он ее снять «рыбьим глазом», из-за угла — такая очень сильно деформированная реальность, очень хорошая. Притом, что в целом «Внутренняя империя», будучи антологией всех приемов Линча и всех приемов хоррора, все-таки как целое она не состоялась. Это рассыпающиеся три часа феноменально изобретательной фантазии, это тоже фильм о том, как Линч не может снять фильм.

Мне кажется, что абсолютно гармоничными фильмами Линча, где его метод находился в гармонии с его сюжетом и с его творческим состоянием,— это, конечно, «Голова-ластик», в огромной степени «Человек-слон», любимейшая моя картина, и «Синий бархат». «Blue Velvet» — это, по-моему, последний фильм Линча, в котором Линч выступает во всем диапазоне, во всей полноте своих авторских способностей. Мне кажется, что уже гораздо более слабый фильм «Простая история», хотя бесконечно трогательный и прелестный. А, собственно, все его поздние экзерсисы, включая музыкальнее,— это констатация собственного бессилия. При этом он все равно гений. Понимаете, в одном кадре, в одном эпизоде Линча гораздо более изобретательности, ужаса, природной стихийной мощи, чем в любом фильме Тарантино, простите меня все.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы оцениваете книгу Дэвида Линча «Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество»?

Я не просто ее читал — я был на ее презентации. Я поехал в Дом книги «Москва» и отстоял 2-часовую очередь для того, чтобы получить у Линча автограф и пожать ему руку.

У меня есть этот его знаменитый автограф — знаете, где он ставил несколько таких точек, помимо подписи. Что это означало? По-моему, перфорацию на пленке. Я успел ему сказать, что Elephant Man is the best. Говорить с ним, по условиям, было нельзя, никакой пресс-конференции он не давал. Он встретился, по-моему, во ВГИКЕ со студентами — в общем, так промелькнул по Москве. Но есть фотография вот этого рукопожатия — где-то в сети лежит.

Для меня увидеть Линча было всё-таки таким очень сильным переживаниям. Как говорит Никита…

Почему Дэвид Линч не любит героиню Наоми Уоттс в фильме «Малхолланд-драйв»?

Линч вообще больше любит таких, знаете, фриков. Нет, красавицы ему тоже нравятся, но самые его любимые персонажи — это такие карлики странные, которые говорят: «I am the arm!», еще говорят это задом наперед… Ой, как я люблю этот эпизод! Вообще, «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» — самый мой любимый фильм Дэвида Линча, самый страшный. Там есть эпизоды — особенно когда Лора Палмер входит в картину,— по страшности не имеющие себе равных. Только идиоты могли провалить эту картину в Каннах, я ее сколько пересматриваю, столько дрожу. Мне очень понравился — я не знаю, апокриф это, или правда — диалог, когда Дэвиду Линчу кто-то говорит: «Дэвид, есть хороший врач, он может справиться с твоей шизофренией». Он…

Разное
О чем фильм «Лоуренс Аравийский» Дэвида Линча? Неужели о победе Востока над Западом?

Ну нет! Ну, так-то уж давайте всё-таки буквально это не толковать. Хотя и об этом тоже. Лучшее, что написано о Лоуренсе Аравийском, на мой взгляд, это не сценарий этого фильма, а очерк Марка Алданова. Но видите, в чем история? Ну, конечно, не победа Востока над Западом, а скорее такое киплингианское взаимное обогащение, слияние.

Видите ли, это сложная тема, но британское отношение к Востоку гораздо шире, чем колониалистское. Вот о Моэме много вопросов — ну, в связи с тем, что я «Эшендена» упоминал, его цикл, и так далее. Это не просто колонизация, это не презрение колонизатора, это не высокомерие. Это даже не конфликт технократической культуры с культурой, так сказать (чтобы не употреблять…

Замечали ли вы, что в сериале Дэвида Линча «Твин Пикс» много отсылок к литературе?

Он очень литературный режиссёр. И конечно, настоящая антология, я бы сказал, хрестоматия викторианской литературы — это «Человек-слон». Он вообще интересуется литературными первоисточниками. Хотя экранизация «Дюны», на мой взгляд, была не особенно удачной, но всё-таки… Ну, там в силу ряда обстоятельств, он менее всего за это ответственен. Но тем не менее Линч — очень литературный человек. «Пойдём со мной» — вообще полно отсылок к литературе. Другое дело, что у него мышление кинематографическое, визуальное, и он менее всего литератор. Поэтому когда он там вешает портрет Кафки в новом «Твин Пиксе» — это не более чем такой благородный оммаж с его стороны, а сам он, конечно, совершенно…