Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

Эрих Ремарк

Дмитрий Быков
>500

В творчестве Ремарка две струи совершенно очевидных – беллетристическая и историко-публицистическая (или социальная и психологическая, назовите как хотите). Беллетристика – это «Три товарища», «Жизнь взаймы», отчасти «Черный обелиск». А были вещи, с помощью которых он пытался объяснить для себя, каким-то образом снять невроз фашизма. Он же понимал, что фашизм в Европу пришел. Он бродил до этого по миру, проявляясь то тут, то там. Первые признаки фашизма мы видим в Мултанском деле, в деле Дрейфуса, в деле Бейлиса. Фашизм уже был. И это не только антисемитизм. Это национальный психоз, толпозность (матвеевское слово, чувство толпы, которое нельзя преодолеть), ресентимент… Это бродит, это есть и непонятно, когда это нашло.

Одно время, когда Ремарк написал «На Западном фронте без перемен», он думал, что эту кровь развязала война. Первая война, которая была развязана не из-за чего, которая стала могилой первого поколения модерна. В общем, у  него там есть довольно здравые мысли о том, что и война эта была развязана для того, чтобы не дать его поколению состояться. Это было поколение рано повзрослевших, молодых, умных, талантливых людей, которые были готовы переделать мир. Но их – простите за штамп – со школьной скамьи кинули в эту мясорубку, где у них остался только один интерес – выжить и пожрать. Ну и вот эта страшная солдатская жизнь, примитивизирующая, опустошающая, развязывающая кровь, – эта жизнь привела в конечном итоге к тому, что все обесценилось, обнулилось. И фашизм начал праздновать победу по всей Европе.

Но я думаю, что была у него и другая мысль – мысль, определяющая «Триумфальную арку» и прежде всего «Ночь в Лиссабоне», мой любимый роман. Это была мысль о тупике человеческой цивилизации. Ведь в «Искре жизни» и «Тенях в раю» не просто так появляется этот диалог: «Мы последние люди на земле… Нет, мы первые люди на земле». Да, почему бы не признать, что человеческая история закончилась, человеческая цивилизация пришла в определенный тупик. История как история личности, мир как история личностей – это все закончилось. Настала история массы. В истории массы человек растворен. Эта история закончилась социальным взрывом, моральной катастрофой.

Россия, кстати, была в той моральной катастрофе на правильной стороне, но, к сожалению, от слишком близкого контакта заразилась. И в процесс этого заражения  – тут уж никуда не денешься – она превратилась в новую фашистскую державу. В ней появилось все это, отсрочилось благодаря Оттепели, отлежалось к 70-м годам и оформилось в виде «русской партии». Сегодня это расцвело в виде дугинщины, в виде этого цветущего гнойного прыща. Потому что, разумеется, та Россия, которую мы сегодня видим, то дугинское чудовищное, неприемлемое, невыносимое пространство, в котором мы живем, – это просто эхо той катастрофы, ее повторение. Закончится ли это все с катастрофой России или перепрыгнет еще на кого-то? В этом сегодня заключается главный вопрос времени, поэтому все смотрят с таким вниманием на Украину, которая этому монстру противостоит в тесном объятии, в страшной схватке и может заразиться от него. Вся надежда на то, что у них довольно высокая витальность. Это может произойти, не будем прятаться от этого факта. Это может произойти.

Ремарк искренне полагал, что фашизм начинается там, где соблюдаются три условия. Первое – комплекс неполноценности на почве или проигранной войны, или моральной травмы, или противоречия между архаическим базисом и быстро развивающейся надстройкой, как это было в России в конце 10-х, как это было в Германии в то же время, как это было в Испании, отчасти.

Второе условие – кризис образования. Ситуация, когда пришедшие к власти элементарные люди пытаются такими же элементарными сделать всех. Ну и третья идея, которая у Ремарка – одного, пожалуй, во всей европейской литературе – отражена. Это глубокий кризис модернизма. Дело в том, что модернизм, отравленный миазмами войны, отравленный революциями, разучается строить человеческие отношения. И у Ремарка (как и у Лимонова, кстати, тоже) очень точно показано, как люди хотели бы любить, хотели бы тянуться друг к другу, понимать друг друга, но в них неожиданно вдруг проступает звериное начало. Вот в «Тенях в раю» сцена их первого секса с Наташей, когда он сначала ее изнасиловал, вообще-то. Причем чуть не изнасиловал, а потом внезапно почувствовал, что ему не хочется совсем. Она уже лежит в постели, говорит: «Чего же ты не идешь ко мне?», а он говорит: «Я не могу ничего». Но потом он обнял ее сквозь халат, и там «все стало, как было», – радостно сообщает герой.

По большому счету, если брать Ремарка именно как писателя, он с такой точностью сумел отразить эпоху, потому что сам как личность, как писатель  – не гений. Он хороший беллетрист, крепкий, но именно поэтому он смог написать самые честные, самые правдивые слова. Он поставил самые честные диагнозы нации: сначала – в «Ночи в Лиссабоне», где он потрясающе описал тон немецких газет. Очень здорово это у него сказано. Замечательные слова, которые процитировал Владимир Пастухов из романа «Тени в раю»:

«Сообщения о бомбежках Берлина, которые поступали теперь почти ежедневно, лишь на короткое время омрачали се настроение. Она переживала это всего несколько часов, но столь бурно, что в больнице Грефенгейму приходилось прятать от нее газеты. Впрочем, это не помогало.

Бетти вообще была человеком крайностей и постоянно пребывала в состоянии транса…. Ведь нервы всех изгнанников, раздираемых противоречивыми чувствами: надеждой, отвращением и страхом, были и так взвинчены до предела, ибо каждая бомба, упавшая на покинутую им родину, разрушала и их былое достояние; бомбежки восторженно приветствовали и в то же время проклинали; надежда и ужас причудливо смешались в душах эмигрантов, и человеку надо было самому решать, какую ему занять позицию: проще всего оказалось тем, у кого ненависть была столь велика, что она заглушала все другие, более слабые движения сердца: сострадание к невинным, врожденное милосердие и человечность. Однако, несмотря на пережитое, в среде эмигрантов было немало людей, которые считали невозможным предать анафеме целый народ. Для них вопрос не исчерпывался тезисом о том, что немцы, дескать, сами накликали на себя беду своими ужасными злодеяниями или по меньшей мере равнодушием к ним, слепой верой в свою непогрешимость и чудовищным упрямством – словом, всеми качествами немецкого характера, которые идут рука об руку с верой в равнозначность приказа и права и в то, что приказ освобождает якобы от всякой ответственности.

Конечно, умение понять противника было одним из самых привлекательных свойств эмиграции, хотя свойство это не раз ввергало меня в ярость и отчаяние. Там, где можно было ждать лишь ненависти, и там, где она действительно существовала, спустя короткое время появлялось пресловутое понимание. А вслед за пониманием – первые робкие попытки оправдать; у палачей с окровавленной пастью сразу же находились свидетели защиты. То было племя защитников, а не прокуроров. Племя страдальцев, а не мстителей!»

Это золотые слова, понимаете? Ведь если России придется расплачиваться за свою агрессию, у нас будет та же двойственность. Там  будет и своих жалко, и жалко тех своих, и жалко человечность, которая попирается. Развязав эту войну, Россия и ее лидер развязали страшнейшие чувства и соблазны, поэтому миру долго еще предстоит отряхиваться от этого ада. Во всяком случае, так это воспринимается молодыми и мной. И вот это сумел сформулировать Ремарк – человек с безжалостностью беллетриста, заботящегося о том, чтобы было честно и интересно. Вот со всеми этими качествами он сумел свои замечательные книги написать.

И, конечно, никто лучше Ремарка не описал чувства от возвращения – вечная мечта! – на родину, когда это под запретом. Там у него герой так соскучился по жене (в «Ночи в Лиссабоне»), что пересек реку и поехал домой, в Германию. Но то, что его ждало там, не имело ничего общего с тем, что он стал оставил. Это страшное перерождение. Наверное, как у Дикинсон сказано: «Пока птица не бросит прощального взгляда во второй раз, она улететь не может». Грешным делом, в стихотворении «Вторая смерть» я эксплуатирую ту же идею. Всегда надо вернуться. Если сильно тоскуешь, надо вернуться, чтобы увидеть, по чему ты тоскуешь. Увидеть, во что все превратилось, и уехать уже бесповоротно, как Розанова в 1975 году.

Мне кажется, что многие сегодня ностальгирующие люди, заглянув на секунду в дух и климат сегодняшней России, вспомнили бы о «Ночи в Лиссабоне», поняли бы все и сказали бы Ремарку еще одно спасибо – за избавление от страха и от тоски.

И еще что важно помнить: Ремарк показал, что, какой бы безнадежной ни казалась страна, под первыми порывами ветра человечности она приходит в себя. Вот «Тени в раю»: казалось, никогда не заживут люди по-прежнему, никогда они уже не почувствуют любви, никогда они не смогут говорить, поэтому все диалоги там такие аутичные и анемичные. Но проходит время, начинаешь смотреть по сторонам, возвращается человечность, уходит страх, и люди, как ни в чем не бывало, пытаются начать новую жизнь. Так что уже не зайти на этот круг.

Ремарк нам как бы говорит: ребята, все может быть. Может, мы не первые люди на земле, но попробуем. В конце концов, нельзя вечно предаваться отчаянию и мерзости. И поэтому надежда… Конечно, он писал роман «Искра жизни» памяти сестры. Но это роман о всех тех, кого взяли в заложники. И на краю этого романа, в последней его строчке есть не то чтобы надежда, а есть приказ начинать жизнь заново, потому что иначе это предательство, это неблагодарность. И, конечно, эта новая жизнь обязана получится.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Можете ли вы вспомнить российских авторов, описавших мировую войну так, как описана она в романах: Олдингтона «Смерть героя», Ремарка «На Западном фронте без перемен», Хемингуэя «Прощай, оружие!»?

Я не могу вспомнить ни одного русского такого романа воспитания о потерянном поколении. Ну, причина довольно очевидна: у нас же это разрешилось в революцию, а во всем мире — нет. Поэтому рефлексия по поводу Первой мировой войны в российском обществе и не оправдана, потому что это для Хемингуэя и, может быть, для Ремарка это поколение было потерянным, а для России эта война привела к революции, вырастила поколение революционных борцов, блестящих людей. И говорить здесь о каком-то потерянном времени, в которое страна так бездарно ухнула на четыре года? Нет, этого не было.

Но проблема ещё в одном. Понимаете, у меня была когда-то довольно большая статья о Ремарке, где я пытался объяснить…

Согласны ли вы с формулой Эриха Ремарка — «чтобы забыть одну женщину, нужно найти другую»?

Я так не думаю, но кто я такой, чтобы спорить с Ремарком. Понимаете, у Бродского есть довольно точные слова: «…чтобы забыть одну жизнь, человеку, нужна, как минимум, ещё одна жизнь. И я эту долю прожил». Чтобы забыть одну страну, наверное, нужна ещё одна страна. А чтобы забыть женщину — нет. Мне вспоминается такая история, что Майк Тайсон, у которого был роман с Наоми Кэмпбелл, чтобы её забыть, нанял на ночь пять девушек по вызову, и все — мулатки. И они ему её не заменили. Так что количество — тут хоть пятерых, хоть двадцать приведи,— к сожалению, здесь качество никак не заменит. Невозможно одной любовью вытеснить другую. Иное дело, что, возможно, любовь более сильная — когда ты на старости лет…

Как вы оцениваете роман Эриха Ремарка «Искра жизни»?

Это хороший роман, и, в общем, мысль там авторская сильна. Из всех романов о фашизме, написанных по горячим следам, он, может быть, лучший. Но проблема в том, что, понимаете, Ремарк хорошо описывал то, что видел; то, что знал. И та же «Ночь в Лиссабоне» проникает в сущность фашизма гораздо глубже. «Искра жизни» — это роман, написанный памяти его убитой в немецкой неволе сестры. И понятно, что он вдохновлен самыми личными чувствами, самыми глубокими, но он не видел, не знал этой реальности. Это вам не «На Западном фронте без перемен». Он воспринимал это довольно абстрактно и описывал это с чужих слов и по чужим впечатлениям. Это чувствуется у него, все-таки Ремарк — это писатель личного опыта или, по…

Какую прозу о Первой мировой войне вы посоветуете почитать, кроме произведений Ярослава Гашека и Эриха Ремарка?

«Города и годы» Федина, «Воспитание под Верденом» Арнольда Цвейга. Наверное, Селина. Я не любитель Селина, но «Путешествие на край ночи» чрезвычайно наглядно в этом смысле. О Первой мировой войне очень много теоретических работ замечательных, репортажи Алексея Толстого, совершенно гениальные. Книга «Народ на войне» очень интересная, которую приписывали, так сказать, народному творчеству, что оказалось неправильно. Книгу «Народ на войне» написало совершенно конкретное лицо — Софья Федорченко. Записанные ею там байки — это не то, что она слышала как медсестра, а это то, что она выдумала. Но я как-то её за то уважаю ещё больше. Вообще говоря, книг о Второй мировой войне больше, но о Первой…

Какие триллеры вы посоветуете к прочтению?

Вот если кто умеет писать страшное, так это Маша Галина. Она живет в Одессе сейчас, вместе с мужем своим, прекрасным поэтом Аркадием Штыпелем. И насколько я знаю, прозы она не пишет. Но Маша Галина – один из самых любимых писателей. И вот ее роман «Малая Глуша», который во многом перекликается с «ЖД», и меня радуют эти сходства. Это значит, что я, в общем, не так уж не прав. В «Малой Глуше» есть пугающе страшные куски. Когда там вдоль этого леса, вдоль этого болота жарким, земляничным летним днем идет человек и понимает, что расстояние он прошел, а никуда не пришел. Это хорошо, по-настоящему жутко. И «Хомячки в Эгладоре» – очень страшный роман. Я помню, читал его, и у меня было действительно физическое…

Нравится ли вам экранизация Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» романа Патрика Зюскинда? Можно ли сравнить Гренуя с Фаустом из одноименного романа Иоганна Гёте?

Гренуя с Фаустом нельзя сравнить именно потому, что Фауст интеллектуал, а Гренуй интеллекта начисто лишен, он чистый маньяк. Мы как раз обсуждали со студентами проблему, отвечая на вопрос, чем отличается монстр от маньяка. Монстр не виноват, он понимает, отчего он такой, что с ним произошло, как чудовище Франкенштейна. Мозг – такая же его жертва. Маньяк понимает, что он делает. Более того, он способен дать отчет в своих действиях (как правило).

Ну а что касается Гренуя, то это интуитивный гений, стихийный, сам он запаха лишен, но чувствует чужие запахи. Может, это метафора художника, как говорят некоторые. Другие говорят, что это эмпатия, то есть отсутствие эмпатии. По-разному, это…