Это хороший роман, и, в общем, мысль там авторская сильна. Из всех романов о фашизме, написанных по горячим следам, он, может быть, лучший. Но проблема в том, что, понимаете, Ремарк хорошо описывал то, что видел; то, что знал. И та же «Ночь в Лиссабоне» проникает в сущность фашизма гораздо глубже. «Искра жизни» — это роман, написанный памяти его убитой в немецкой неволе сестры. И понятно, что он вдохновлен самыми личными чувствами, самыми глубокими, но он не видел, не знал этой реальности. Это вам не «На Западном фронте без перемен». Он воспринимал это довольно абстрактно и описывал это с чужих слов и по чужим впечатлениям. Это чувствуется у него, все-таки Ремарк — это писатель личного опыта или, по крайней мере, писатель-очевидец. Вот там он сильнее всего, мне кажется, и вообще, воображение — не самая сильная его сторона. Но мысли в «Искре жизни» есть очень интересное. Я остаюсь, так сказать, фанатом «Ночи в Лиссабоне», понятное дело, и, если на то пошло, «Черного обелиска» или «Триумфальной арки». Хотя в принципе, поздний Ремарк мне нравится гораздо меньше.
Литература
Как вы оцениваете роман Эриха Ремарка «Искра жизни»?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев