В русской традиции очень трудно подсказать такую книгу. Мне кажется, что это, скорее, понимаете, с «Господ Головлевых» начинается роман семейного вырождения. Как правило, он строится как «фамилия плюс жанр» или «фамилия плюс упадок». Или нейтрально — «Дело Артамоновых», «Сага о Форсайтах», «Семья Ульяновых» — в каком-то смысле тоже роман о семейном упадке, если брать хронику Шагинян. Мне кажется, что романы семейного упадка (по-настоящему это началось со Щедрина) — жанр рубежа веков, очень распространенный. Тут вам и «Будденброки», и «Братья Лаутензак», и «Семья Оппенгейм», если я ничего не путаю. Тут и «Семья Тибо», хотя «Семья Тибо» не столько об упадке. Хотя нет, об упадке — там же самоубийством Антуана все заканчивается. Это все романы семейного упадка плюс торжество какого-то одинокого прозревшего молодого персонажа в традициях уже соцреализма.
Мне представляется, что Щедрин здесь пионер этого жанра, который в Европе чрезвычайно распространился в первой половине века. «Сага о Форсайтах», наверное, самый наглядный случай, самый кричащий пример, хотя в известном смысле все многочисленные сочинения Горького, начиная с «Фомы Гордеева» — это тоже повествование об упадке конкретного семейного дела и торжестве (или, наоборот, катастрофе) последнего представителя рода, который либо гибнет показательно, либо прозревает и устремляется к будущему. В русской литературе (во всяком случае, из современной Щедрину) трудно назвать аналог. Наверное, можно, если покопаться. «Дети Ванюшина» — такая же примерно история. Он предугадал жанр девятисотых, десятых годов. И то главным образом потому, что сам чувствовал себя представителем упадочного, последнего, умирающего поколения. В «Пошехонской старине» это очень отчетливо.