Но ведь «Пошехонская старина» писалась не как цельное произведение. Как почти все его сочинения, включая даже «Господ Головлевых», это писалось постепенно как цикл очерков. И я думаю, что «Пошехонская старина» просто не завершена. Это не законченная вещь, к которой он бы ещё возвращался. Там обретены, обретаются какие-то новые для Щедрина нотки. Нотки такого горько идиллического упоения всей этой пошехонщиной, понимаете. Ну, как это есть уже и в истории одного города, что так напрягало Писарева. Там не только насмешка, но умиление. Там есть умиление. И я со свой стороны глубоко сочувствую Щедрину, который всю жизнь так пылко умел ненавидеть, а под конец, в старости сделался почти сентиментальным, как в сказке «Пропала совесть». Сентиментальность борца, сентиментальность яркого сатирика, она всегда вызывает слезы. Ну, я не знаю, помните, как у Новеллы Матвеевой — «Есть и у капусты верхние листы». Вот это — «Верю, что рыдали, например, от досужих глаз, щитами заслоняясь, и Ахилл и грозный Искандер». Вот это рыдание грозного бойца. И «Пошехонская старина», мне кажется, такой незаконченный, но все-таки шедевр. Удивительная книга.
Литература
Почему в романе Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» воспоминания Никанора Затрапезного так внезапно обрываются?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев