Таисия Найденко, или для меня попросту Тая Найденко, потому что она меня значительно младше. Или сейчас уже… Нет, значительно. Просто с годами скрадывается эта разница. Таисия Найденко — одесский поэт, пытающийся, на мой взгляд очень успешно, выстоять новую мифологию Одессы на месте старой утомительной довольно. Эксплуатация абелевской Одессы и даже Одессы Жванецкого уже приводит к каким-то совершенно, мы видим вырождающимся опусам. А Найденко поэт очень современный. Она проделала огромный путь. Я ее спуртом, ее стремительным развитием в последние три года я потрясен. Потому что начинала она с очень хороших женских стихов, а сейчас это фабульные баллады замечательные, очень густо насыщенные деталями современными, это потрясающий образ города такого несколько киберпанковского. Одесса город довольно мрачный сегодня. И, конечно, владение формой феноменальное абсолютно. Я Найденко любуюсь. Она для меня в сегодняшней украинской поэзии, в особенности русскоязычной, просто номер раз.
Я многих люблю украинских авторов: и Ирину Евсу, и Наташу Бельченко, и Машу Сторжицкую — там замечательные есть поэты, пишущие по-русски. С некоторыми я после известных событий перестал быть совмести, потому что они заняли позицию, которую я никак понять не могу. Для меня они просто погибли на этой войне, я это понимаю. Но и украиноязычных поэтов — там Жадан, безусловно, первый. И среди русских поэтов, пишущих там, широко известен здесь Кабанов. Несколько меньше известна, но я думаю, что сейчас уже настигает его Евса. Это очень мощная поэтическая традиция, которую никто, кстати, в Украине не преследует. Она, естественно, вынуждена отбрыкиваться от националистов, но от националистов и мы здесь вынуждены отбрыкиваться. Это нормально.
С националистами вообще, как я уже понял, интеллигент уживаться не может. Даже если самый культурный, и самый вежливый, и самый благоуханный националист. Все равно в нем нацист где-то прячется так же, как в нас родительская матрица. Это актуализируется при рисках. Но это апропо.
На самом деле Найденко очень отважно экспериментирует с формой и из тех людей, кто сегодня в Одессе живет, мне кажется, она с большим последовательным героизмом осуществляет вот эту миссию растущего неповторяющегося постоянно как-то себя тянущего за уши поэта. Действительно вытягивающего до хруста.
Кто спорит, и Херсонский хороший поэт, но для меня Найденко сегодня действительно самое интересное, что есть в Одессе. При том, что Одесса в целом остается городом чрезвычайно плодородным. Там великолепные новые имена, некоторые совсем молодые. Всякий раз, когда я там бываю, мне дарят две-три книжки замечательные. Просто в этот раз так сложилось, что я не смог поехать даже осенью, но весной я приеду обязательно, как мы и собираемся. Если, конечно, пандемия нам позволит. И в очередной раз увижусь с этими литераторами.
Что касается найденковских стихов, где их взять. Ну, во-первых, в Фейсбуке. Во-вторых, в сети их довольно много, но надо ей просто сказать, чтобы она сделала страницу, сделала сайт. Понимаете, проблема с Найденко в чем? Она очень красивая и очень похожая на Ахматову. То есть она вылитая. Этим сходством ее уже замучили. Поскольку Ахматова тоже одесситка и этот профиль горбоносый, эта худоба и высокий рост, и резкость суждений — все это, я думаю, уже у нее у самой поперек горла. При том, что ее стихи совершенно на Ахматову не похожи и темперамент в жизни у нее совершенно другой. Но она такая жертва собственной эффектной внешности. Многие смотрят только на это. Ну и плюс еще всякие экзотические увлечения типа участия в чемпионатах по курению трубки. Но для меня Найденко прежде всего, очень талантливый, яркий и дерзкий поэт. Дай бог ей здоровья. Приятно всегда ей сказать массу приветов.