Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Что вы думаете об одесской поэтессе Таисии Найденко?

Дмитрий Быков
>250

Таисия Найденко, или для меня попросту Тая Найденко, потому что она меня значительно младше. Или сейчас уже… Нет, значительно. Просто с годами скрадывается эта разница. Таисия Найденко — одесский поэт, пытающийся, на мой взгляд очень успешно, выстоять новую мифологию Одессы на месте старой утомительной довольно. Эксплуатация абелевской Одессы и даже Одессы Жванецкого уже приводит к каким-то совершенно, мы видим вырождающимся опусам. А Найденко поэт очень современный. Она проделала огромный путь. Я ее спуртом, ее стремительным развитием в последние три года я потрясен. Потому что начинала она с очень хороших женских стихов, а сейчас это фабульные баллады замечательные, очень густо насыщенные деталями современными, это потрясающий образ города такого несколько киберпанковского. Одесса город довольно мрачный сегодня. И, конечно, владение формой феноменальное абсолютно. Я Найденко любуюсь. Она для меня в сегодняшней украинской поэзии, в особенности русскоязычной, просто номер раз.

Я многих люблю украинских авторов: и Ирину Евсу, и Наташу Бельченко, и Машу Сторжицкую — там замечательные есть поэты, пишущие по-русски. С некоторыми я после известных событий перестал быть совмести, потому что они заняли позицию, которую я никак понять не могу. Для меня они просто погибли на этой войне, я это понимаю. Но и украиноязычных поэтов — там Жадан, безусловно, первый. И среди русских поэтов, пишущих там, широко известен здесь Кабанов. Несколько меньше известна, но я думаю, что сейчас уже настигает его Евса. Это очень мощная поэтическая традиция, которую никто, кстати, в Украине не преследует. Она, естественно, вынуждена отбрыкиваться от националистов, но от националистов и мы здесь вынуждены отбрыкиваться. Это нормально.

С националистами вообще, как я уже понял, интеллигент уживаться не может. Даже если самый культурный, и самый вежливый, и самый благоуханный националист. Все равно в нем нацист где-то прячется так же, как в нас родительская матрица. Это актуализируется при рисках. Но это апропо.

На самом деле Найденко очень отважно экспериментирует с формой и из тех людей, кто сегодня в Одессе живет, мне кажется, она с большим последовательным героизмом осуществляет вот эту миссию растущего неповторяющегося постоянно как-то себя тянущего за уши поэта. Действительно вытягивающего до хруста.

Кто спорит, и Херсонский хороший поэт, но для меня Найденко сегодня действительно самое интересное, что есть в Одессе. При том, что Одесса в целом остается городом чрезвычайно плодородным. Там великолепные новые имена, некоторые совсем молодые. Всякий раз, когда я там бываю, мне дарят две-три книжки замечательные. Просто в этот раз так сложилось, что я не смог поехать даже осенью, но весной я приеду обязательно, как мы и собираемся. Если, конечно, пандемия нам позволит. И в очередной раз увижусь с этими литераторами.

Что касается найденковских стихов, где их взять. Ну, во-первых, в Фейсбуке. Во-вторых, в сети их довольно много, но надо ей просто сказать, чтобы она сделала страницу, сделала сайт. Понимаете, проблема с Найденко в чем? Она очень красивая и очень похожая на Ахматову. То есть она вылитая. Этим сходством ее уже замучили. Поскольку Ахматова тоже одесситка и этот профиль горбоносый, эта худоба и высокий рост, и резкость суждений — все это, я думаю, уже у нее у самой поперек горла. При том, что ее стихи совершенно на Ахматову не похожи и темперамент в жизни у нее совершенно другой. Но она такая жертва собственной эффектной внешности. Многие смотрят только на это. Ну и плюс еще всякие экзотические увлечения типа участия в чемпионатах по курению трубки. Но для меня Найденко прежде всего, очень талантливый, яркий и дерзкий поэт. Дай бог ей здоровья. Приятно всегда ей сказать массу приветов.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Какие триллеры вы посоветуете к прочтению?

Вот если кто умеет писать страшное, так это Маша Галина. Она живет в Одессе сейчас, вместе с мужем своим, прекрасным поэтом Аркадием Штыпелем. И насколько я знаю, прозы она не пишет. Но Маша Галина – один из самых любимых писателей. И вот ее роман «Малая Глуша», который во многом перекликается с «ЖД», и меня радуют эти сходства. Это значит, что я, в общем, не так уж не прав. В «Малой Глуше» есть пугающе страшные куски. Когда там вдоль этого леса, вдоль этого болота жарким, земляничным летним днем идет человек и понимает, что расстояние он прошел, а никуда не пришел. Это хорошо, по-настоящему жутко. И «Хомячки в Эгладоре» – очень страшный роман. Я помню, читал его, и у меня было действительно физическое…

Нравится ли вам экранизация Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» романа Патрика Зюскинда? Можно ли сравнить Гренуя с Фаустом из одноименного романа Иоганна Гёте?

Гренуя с Фаустом нельзя сравнить именно потому, что Фауст интеллектуал, а Гренуй интеллекта начисто лишен, он чистый маньяк. Мы как раз обсуждали со студентами проблему, отвечая на вопрос, чем отличается монстр от маньяка. Монстр не виноват, он понимает, отчего он такой, что с ним произошло, как чудовище Франкенштейна. Мозг – такая же его жертва. Маньяк понимает, что он делает. Более того, он способен дать отчет в своих действиях (как правило).

Ну а что касается Гренуя, то это интуитивный гений, стихийный, сам он запаха лишен, но чувствует чужие запахи. Может, это метафора художника, как говорят некоторые. Другие говорят, что это эмпатия, то есть отсутствие эмпатии. По-разному, это…

Какого американского писателя нельзя миновать при изучении сегодняшней литературы?

Тут довольно спорны мои мнения. Мне кажется, что Хеллера никак нельзя миновать, и позднего Хеллера в том числе, хотя наиболее известен ранний и средний, то есть «Уловка-22» и «Что-то случилось». Но мне кажется, что и «Picture this» и «Closing Time», продолжение «Уловки», и последний автобиографический роман — мне кажется, это безусловно читать надо. Мне кажется, из Дэвида Фостера Уоллеса необязательно читать все, но по крайней мере некоторые эссе и рассказы, этого не минуешь никак. «Corrections» Франзена, мне кажется, тоже нельзя миновать никоим образом. Кстати говоря, «Instructions» Адама Левина тоже хорошо было, очень занятная книга, хотя чрезмерно затянутая, на мой взгляд. Ну и «Тоннеля»…

Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Можно ли с ребенком говорить на агрессивные темы спокойным языком?

Ребенок живет в мире агрессии: ему приходится защищаться от сверстников, от агрессивного взрослого мира, от давления коллектива. Это не так легко, понимаете… Вообще мне кажется, что жизнь ребенка очень травматична. Ребенку тяжелее, чем нам. Об этом у Кушнера есть гениальные стихи.

Там была мысль — в стихотворении «Контрольные. Мрак за окном фиолетов…», — что взрослый не выдержал бы тех психологических нагрузок, которые выдерживает маленький школьник. «Как маленький школьник, так грозно покинут». И, конечно, ребенку приходится жить в мире куда более тревожном и агрессивном, сказочном. Как говорил Лимонов: «Мир подростка полон красавиц и чудовищ, и мой мир тоже».…

Как вы относитесь к мысли о том, что заветы Молчалина из комедии Грибоедова «Горе от ума» и Дейла Карнеги — одно и то же?

Видите ли, если глубоко постигать дзен, то можно додуматься и до того, что, скажем, мысли Молчалина и мысли Тютчева «Молчи, скрывайся и таи» («Silentium») — это, в сущности, выражение одной и той же жизненной позиции: не афишируя себя, расти в тайне.

Действительно, с дзенской точки зрения молчалинская позиция «Мне завещал отец, во-первых, угождать всем людям без изъятья» неотличима от позиции Карнеги — говорить с человеком о том, что его интересует: рыба любит червей, и даже если ты любишь клубнику, говори с ней о червях.

Мне вообще всегда казалось (у меня даже была об этом ранняя запальчивая статья в «Собеседнике», от которой я совершенно не отрекаюсь), что Дейл…