Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Что вы думаете о педагогическом эксперименте в «Трезориуме» Акунина? После потери девочки Хаси показалось, что эксперимент обречен. Что вы думаете о погибшей девочке как о метафоре?

Дмитрий Быков
>250

То, что там гибнет Хася — это частный случай. Сама утопия, которая там нарисована,— это утопия, возникающая в гетто, поэтому эта утопия болезненная, с серьезным сдвигом, эстетически сомнительная во многих отношениях. Критика Корчака, которая там приводится, это критика очень завистливая со стороны этого педагога. Я специально, если вы помните, в интервью спрашивал Акунина, он говорил, что отношение героя к Корчаку очень пристрастно.

Но в главном педагогическая утопия в «Трезориуме» точна в двух вещах: во-первых, делить детей по темпераментам, по скорости, по когнитивным способностям, по скорости мышления в любом случае более перспективно, чем по профессиональным интересам, потому что дети делятся не на технарей и гуманитариев, а на тех, кто интересуется этикой — тех, кто интересуется, условно говоря. контактами, биологией, животными, воспитанием, или тех, кто интересуется абстракциями — техникой, формулами и так далее, на быстроумов и тугодумов. Такое деление, которое там предложено, оно интересно. Ну и второе — это (там наложено на ситуацию гетто) то, что педагогическая утопия может осуществляться только в замкнутом сообществе или, по крайней мере, в сообществе, где дети практически не имеют дома или не появляются дома, где они живут в интернате, как в лицее.

Я сам, может быть, не хотел бы в интернате жить, не хотел бы, чтобы мои дети жили там. Но воспитательная утопия «Трезориума» существует в таком замкнутом сообществе, где у детей нет практически возможности дома ослабить влияние педагога или скорректировать его, или возможности его снять. Вот мы с Людмилой Петрановской только что имели горячую дискуссию об этом. Не знаю, насколько это будет интересно слушателю или зрителю, но мне это интересно. Я сейчас начал такую серию интервью — то, что я делал на «СитиFM». Я скучаю же по этому. Мне нравилось делать вот эти беседы на свободные темы с умными людьми. Когда я сижу в студии «Один» один, то я разговариваю сам с собой или с несколькими авторами вопросов, но когда я разговариваю с собеседников, это вышибает из меня самого какие-то искры, какие-то мысли довольно неожиданные. И мне кажется, что в данном случае этот собеседник (Павловский, Ефремов, Кончаловский, Петрановская — много их уже было, десять эфиров уже отсняли, там и Илья Колмановский, биолог) — они будут, мне кажется, и небесполезны и для вас. Мы в «Прямой речи» то делаем, и, начиная где-то с февраля я буду это в Youtube выкладывать.

Вот у нас с Петрановской большая дискуссия — должно ли воспитание быть делом профессионалов, как у Стругацких. Она говорит: «Хорошо, профессионал в девять часов сдает смену и уходит, а у ребенка уши болят, и кто-то должен с ним сидеть». И ничего не поделаешь, да, должен. Родители — это работа бессрочная, тут смену не сдашь. Но концепция Акунина, при которой ребенок воспитывается профессионалами и тотально находится у них (понятно, что там эта ситуация обострена сиротством, там эта ситуация в гетто) — видимо, в такой изоляции ребенка от внешнего мира есть какой-то мощный влияющий фактор. Может быть, это попытка построить сферического педагога в вакууме, но в любом случае, Акунин же прав, поместив свой «Трезориум» в гетто. До известной степени, это же единственный ответ на вызовы XX века, это практически монастырь, хотя это, в общем, очень страшная история. В любом случае, подходы, изложенные в «Трезориуме», заслуживают подробного обсуждения, подробной дискуссии. Вот о чем должны говорить люди в министерстве просвещения, а не о том, как эффектнее распорядиться остатками финансирования.

А девочка Хася, понятное дело… Он не учел, там у него же… Понимаете, он человек очень жесткой схемы, и у него эта схема иногда не работает. Понимаете, это лишнее доказательство того, что априорные установки не всегда нам помогают. Но при этом, собственно, вовсе их не иметь — тоже не выход.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Кто из современных авторов может стать классиком, которых будут читать через лет сто?

Алексей Иванов, я думаю; по крайней мере, с «Ненастьем», а, может быть, «Блуда и МУДО» и «Географ глобус пропил». У Иванова, безусловно, есть такие шансы. Из поэтов; безусловно, Найденко. У Иры Евса, кстати, харьковчанки замечательной есть шансы. У нее замечательные есть стихи, да и человек она такой, вполне соответствующий своему поэтическому уровню. У Лимонова, я думаю, бессмертие такое довольно-таки гарантированное есть. Он совсем рядом ушел, и думаю, что он себя в литературу впечатал, и не рядом с Селином, а где-то повыше. А вообще это ведь вещь совершенно непредсказуемая. Мы кого-то из гениев, ныне живущих, совершенно не знаем сегодня. Я в этом уверен. Я уверен, что долго будут читать…

Не являются ли произведения Бориса Акунина высокой пародией на книги Дарьи Донцовой?

Нет, произведения Акунина являются высокой пародией на тексты русской классической литературы, в частности, на «Штабс-капитана Рыбникова» в «Алмазной колеснице». Тут вот какая вещь. Все писатели, имеющие амбиции учительские, до известного момента пишут паралитературу или беллетристику, чтобы сделать себе имя. Сделав это имя, они осуществляют более серьезные замыслы, начинают проповедовать.

Это, знаете, как Веллер как-то, в свое время, чтобы привлечь к себе внимание, написал несколько совершенно порнографических рассказов, они, значит, попали в редакции журналов, а еще они были в таких папках ядовитого цвета, и имя Веллера запомнилось. После этого серьезные тексты, которые…

Чьи реинкарнации Борис Акунин, Алексей Иванов, Виктор Пелевин и Владимир Сорокин?

У меня есть догадки. Но о том, что близко, мы лучше умолчим.

Ходить бывает склизко
По камушкам иным.
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим.

Пелевин очень близок к Гоголю — во всяком случае, по главным чертам своего дарования — но инкарнацией его не является. Дело в том, что, понимаете, постсоветская история — она, рискну сказать, в некотором отношении и пострусская. Как правильно сказал тот же Пелевин, вишневый сад выжил в морозах Колымы, но задохнулся, когда не стало кислорода. Вообще в постсоветских временах, он правильно писал, вишня здесь вообще больше не будет расти.

Он правильно почувствовал, что советское было каким-то больным изводом…

Как вы относитесь к рассказам Владимира Сорокина «Фиолетовые лебеди» и «Белый квадрат»?

Ну, «Белый квадрат» — это очень интересный литературный эксперимент, рассказ с параллельной звуковой дорожкой, замечательная история, такая пародия на телепередачу современную, очень точная. Но видите, какое дело? Сорокин был блестящим совершенно пародистом и при этом блестящим прогнозистом, таким экстраполятором, точно прогнозирующим продолжение русской истории. Ну а сейчас она вступила в фазу такого абсурда (это, в общем, принципиальная новизна), что переиродить этого ирода Сорокин уже не способен. «Фиолетовые лебеди» — это уже не пародия, не сатира, не гипербола, а это иллюстрация, иллюстрация к тому, что сейчас происходит в России. Он довольно точно предсказал вот этот весь…