Да, очень нравится мне этот фильм. Ну, насчет «финальной коллаборации», мне кажется, вы слишком суровы. Там это, во-первых, не коллаборация, а во-вторых, она не так органична. Но можно обсуждать сюжет отдельно. Если говорить о «Касабланке» в целом — там сошлось очень много условий. Понимаете, как сказал тот же Андрей Кончаловский: «Если авторский замысел удался на двадцать процентов, это можно считать большой удачей». Но бывают обратные истории, бывают волшебные совпадения, когда несколько подряд нестыковок, неудач, проблем привели к тому, что картина случайно получилась великой. Вот «Касабланка» случайно получилась великой. Там так случайно сошлись таланты артистов (прежде всего Бергман), полное отсутствие режиссуры, которая в результате позволила всем раскрыться полностью (действительно ведь продюсерская картина), гениальные репризные диалоги (Фрид называл их образцовыми). И главное — вот это ощущение межеумочности в ходе войны, ощущение, что война — великое общественное потрясение — разрубает какие-то личные узлы, тема войны и мира, тема воздействия войны на хрупкий человеческий мир и на то, как вырастает, какой масштаб приобретают личные драмы в подсветке войны,— вот это все вместе и сложилось в великую картину. Это не всегда же, понимаете, не всегда художник знает, что у него получится. «Касабланка» — это результат такого случайного схождения звезд, случайного, суммарного взаимодействия нескольких непредвиденных обстоятельств.
Кино
Нравится ли вам фильм «Касабланка» Майкла Кёртица? Почему этот, насквозь продюсерский фильм, стал культовым? Почему финальная коллаборация негодяя-полицейского выглядит для него такой органичной?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев