Я не думаю, что это возможно — талантливое кино, пропагандирующее фашистские взгляды. Скажу вам даже больше, что фильм «Триумф воли», который постоянно приводится в пример,— это не талантливое кино, это страшно скучно, кино однообразное, монументальное, обладающее несколькими оригинальными техническими решениями. Но если выступление фюрера элегантно снято снизу, то мне совершенно не важно, насколько элегантно здесь операторское решение. Фильм «Триумф воли» представляется мне одним из самых громких провалов в истории человечества. Я никогда эти три часа не мог досмотреть до конца. Даже при том, что рассматривать уже заспиртованного, обезвреженного скорпиона — это своеобразное наслаждение, но все-таки немного противно. Лени Рифеншталь не вызывает у меня добрых чувств.
Что касается самой идеи — можно ли показывать кино о фашизме? Можно и нужно. В конце концов, «Обыкновенный фашизм» — это тоже фильм о фашизме, который анатомирует его. Но нужно разбираться. Упиваться нацистской эстетикой, по-моему, не просто смешно, а это невозможно, потому что там упиваться нечем. Нацистская эстетика не представляет из себя никакого интереса ровно. Такое у меня есть ощущение. Ну, это, может быть, потому, что у меня такой вкус своеобразный.
Имеет ли смысл предоставлять слово неонацистам? Конечно, имеет, иначе мы не узнаем того, что они думают. Причем предоставлять им слово нужно именно так, как делал это Михаил Ромм, то есть подробно проясняя контекст того, что они говорят и, разумеется, работая с остроумным монтажом. Ведь иначе без этого голое транслирование фашизма — это, на мой взгляд, не более чем его достаточно бессмысленная пропаганда.