Войти на БыковФМ через
Закрыть
История

Мария Певчих у Дудя – это типаж женщины-революционерки конца XIX века – Спиридоновой, Бриллиант, Коллонтай, Рейснер?

Дмитрий Быков
>250

Перечисленные люди все очень разные. Мария Спиридонова – аскет. После того, как ее изнасиловала группа жандармов в тюрьме, у нее, мне кажется, вообще момент эротики в ее жизни отсутствовал, как-то это отшибло раз и навсегда. Ее правильно играла Алла Демидова в «Шестом июля». Кстати, большую часть текста она писала, потому что она Спиридонову как-то почувствовала очень близко и хорошо ее сыграла. Это страшноватая такая дама.

Мария Певчих более напоминает Коллонтай, это типаж более гламурный. А Рейснер – это отдельный сложный случай, о ней можно отдельную лекцию читать. Потому что Рейснер – это классический тип героини Серебряного века, которая не нашла себя в Серебряном веке, но пошла дальше. Она стала женщиной-комиссаркой. Понимать тонкую связь между женщиной-комиссаром и женщиной-красавицей из Серебряного века, красавицей такой, валькирией, по-моему, так же важно, как понимать эстетическую связь между  «Оптимистической трагедией» Вишневской и драматургией Леонида Андреева. 

Мне все время хочется пролог «Оптимистической трагедии» переписать в духе модернистской трагедии начала века. «Люди, львы, орлы и куропатки! Вы, пришедшие сюда для забавы и смеха! Вот пройдет перед вами жизнь женщины-комиссара с ее темным началом и темным концом». Мне кажется, это было бы вполне духе в Чехова и Андреева. Я, кстати, обожаю пролог «Жизни Человека», особенно в авторском чтении. Он записан: «И вот вы, пришедшие сюда для забавы и смеха, смотрите и слушайте. Вот пройдет перед вами быстротечная жизнь человека с ее темным началом  и темным концом. Но убывает воск, убывает…» Ой, это гениально. И Казимир Бравич, который каждый вечер произносил это, возненавидел текст, но это было гениально.

Я помню, мать приезжала в армию (иногда было можно меня навестить) и спросила: «А что ты сейчас читаешь?»  Я говорю: «Вот взял в библиотеке «Жизнь Человека»». Она: «О, самое место, самое время». И действительно. Я помню, что мать мне пересказала историю про некоего в сером, именуемого «Он», когда мне было лет восемь или семь. Она знала пьесу почти наизусть, ужасное ее любила. И я ее очень люблю. При всем ее дурновкусии она очень работает. И именно ребенку как сказку ее лучше всего смотреть, это грандиозное было впечатление абсолютно.

Так вот, возвращаясь к Певчих. Певчих совсем не Рейснер, потому что у нее эстетической подоплеки, женщины-комиссара в ней нет. Она мне кажется немного двухмерна по сравнению с Рейснер, у которой была любовь к Гумилеву, и большая самоотдача, и большой литературный талант, кстати говоря.  Лариса Рейснер – прав Пастернак: «Искал бы я лучший образ для слова «обаяние», сказал бы – Лариса Рейснер». 

Певчих другой случай. Я не очень понимаю, зачем Дудь за нее взялся и что он хотел за четыре часа из нее достать. Хочет ли он таким образом подчеркнуть двухмерность сторонников Навального, хочет ли он указать, что все они – костоправы и хирурги, но никто из них не терапевт, цитируя Стругацких. Венедиктов вот это процитировал тоже. Может быть, это верно.

Но, понимаете, как раз глубины и сложности персонажа, какие были, например, у Спиридоновой, я там не  увидел. Я там увидел такую почти алебастровую, очень ровную поверхность, которую трудно поцарапать. Дело в том, что Певчих подошла к этому интервью как  к поединку. Ее задача была закрыться, спрятаться (как сейчас у всех), не сказать лишнего. А мне бы было интересен искренний разговор с Дудем. Я ни в коем случае не навязываюсь на такое интервью, не зову его в свою программу, не набиваюсь к нему. Но с ним интересно было бы поговорить по-человечески. А большинство людей именно человеческого сегодня разговора избегают. А ведь единственное, что можно противопоставить бесчеловечности, – это человечность. Так мне кажется.


Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что такое Юрий Дудь? Почему никто, кроме него, сейчас не может сделать ничего интересного?

У меня есть ощущение, что Дудь просто один из немногих сейчас профессионалов, вот и все. Сегодня же вообще обратить внимание на себя не трудно — достаточно хорошо уметь что-то одно. Это, вообще говоря, не проблема. Посмотрите, что сегодня подавляющее большинство российских фильмов, в которых есть хоть что-то, получают своего зрителя. Книга, если она хоть чем-то замечательна, находит издателя. Журналист, если он хоть что-то умеет, становится звездой. У нас сейчас страшное безрыбье.

Дудь профессионален — по крайней мере, в том аспекте, что он тщательно готовится к интервью. Мне не очень нравится его агрессивный стиль, потому что… Как сказал когда-то Лев Александрович Аннинский, один из…

Согласны ли вы с тем, что Мария Певчих, при всем ее бесстрашии и таланте, не может предложить ничего концептуально нового? Верно ли, что ее проблема в большевизме?

Во-первых, это пока вы не можете концептуально нового предложить, потому что, рассматривая Певчих, вы употребляете слово «большевизм», которое с чем-то стало ругательным. Большевизм не означает ведь тупости, ограниченности и бескомпромиссности. Большевизм означает всего лишь некоторую степень радикализма – додумывание до конца того, от чего вы бежите. И не будем забывать, что большевизм победил в конце концов. Да, может быть, не очень честными методами. 

Но я, кстати, не считаю, что беда Певчих – в большевизме. Да, наверное, русская оппозиция могла бы быть интеллектуальнее, но она могла бы быть как Арестович, то есть предлагать новую повестку. Хотя в России слова «новая…

Не могли бы вы рассказать о драматургии Владимира Маяковского?

Драматургию Маяковского часто ставят поверхностно и глупо. Видите, для того чтобы ставить ее, как Мейерхольд, удачно,— и то не все получалось, надо знать её корни. А корни её символистские. Очень редко, к сожалению, высказывалась мысль, а доказательно и полно она вообще развита 1-2 раза, в том, что корни драматургии Маяковского — это, конечно, Леонид Андреев. Преимущество Маяковского, довольно серьезное, было в том, что он был человеком к культуре довольно свежим. Он прекрасно знал живопись и очень хорошо воспринимал всякого рода визуальную культуру. Брака, Пикассо понимал хорошо, Леже, Сикейроса, конечно. Но он, мне кажется, совершенно не понимал большую прозу. И думаю, что не читал…

Можно ли провести параллели между тиранией государственной и семейной?

Это огромная и важная тема. Для меня очень много значит в последнее время роман «Что делать?». Объясню — почему. Только потому, что дети действительно возжелали расшифровать его цифровой ряд, и мне постоянно приходилось его перечитывать. И мне кажется, я эту книгу понял. Ну, то есть писал же Ленин, что её нельзя читать, когда молоко на губах не обсохло. Пока в России будет торжествовать тираническая семья, о политической свободе в ней мечтать невозможно.

Так вот, я понимаю, что со мной кто-то не согласится, будет плеваться кипящей желчи, но назову вещи своими именами.

Пушкинская записка «О народном воспитании», поданная им в двадцать шестом… в двадцать седьмом году по поручению…

Что вы думаете о перспективах глобального Юга?

Я не мыслю в таких терминах. Я думаю, что главная проблема мира – не раскол на Север и Юг, на нордическую, аскетическую такую породу и торговцев-гедонистов. Я думаю, что главная проблема – это раскол на архаику и модерн. Люди, которые чтут имманентности, и люди, которые от них абстрагируются. Люди, которые исходят из данностей; и люди, которые исходят из личной роли. Наверное, так.

Глобальный Юг сделал свой максимум в войне гражданской в США, когда, как сказала Юдора Уэлти: «мы проиграли войну, но выиграли культуру». Вот Маргарет Митчелл отрефлексировала этот процесс, точно так же, как Шолохов на русском материале отрефлексировал его в «Тихом Доне». Ведь это тоже, понимаете,…