Войти на БыковФМ через
Закрыть

Какой роман Эмиля Золя читать так же интересно, как «Западню»?

Дмитрий Быков
>100

Как раз «Западня» не пришла бы мне в голову первой. Я когда-то за день прочел «Карьеру Ругонов». Ну что хотите — мне было 12 лет. Для меня любовь Сильвера и Мьетты была личной драмой, личным переживанием. Я до сих пор думаю, что лучшая история подростковой любви, лучшее, что вообще написано о любви подростков — это «Карьера Ругонов».

Я прочел ее за день. Я в своей жизни 3 книжки (в этом возрасте) прочел за день: «Остров сокровищ» Стивенсона (я могу сколько угодно ругать эту книгу, но оторваться от нее нельзя), «The Picture of Dorian Gray» в оригинале и «Карьеру Ругонов» за сутки, за день. Ну, время было — что делать?

А вот из других романов Золя — у нас здесь с матерью общий вкус. Я дико люблю «Страницу любви», потому что там образ Жанны такой интересный. Тоже, в общем, детский роман. Безумно люблю «Человека-зверя» — роман о маньяке, очень увлекательный. Безумно люблю финал, последнюю части «Жерминаля». Эта страшная сцена подземный любви… И вообще мне героиня там нравится — эта курносая девушка с крупными зубами. И конечно, в «Докторе Паскале» вот эта чудовищной силы сцена, когда умирает правнук тети Диды, истекает кровью, а она смотрит на него и бормочет: «Жандармы, жандармы…». Тут Шекспир курит.

Ну и, наверное, мне (по крайней мере, в то время) безумно нравилось «Творчество». Клод Лантье… Тут еще, конечно, срабатывала НРЗБ ее авторитет. Потому что для нее это был любимый роман — лучшее описание творческого процесса, лучший экфрасис в литературе — такая живопись. Но вообще дух передвижничества — то, что сказала Ахматова, что живопись съела литературу — это описано там как нигде. Есть два великих романа о декадентах — «Луна и грош» (но он, конечно, далеко не такой декадентский) и «Творчество».

Вот Клод Лантье — это грандиозная фигура. Этот несчастный мальчик, который у него родился, который повторяет: «Хорошенькая кошка, противная кошка» — этот несчастный большеголовый мальчик с водянкой… Как страшно! Понимаете, какую-то готику обыденности, готику обыденной жизни Золя умел делать сильнее, чем Леонид Андреев. И даже, знаете, скажу я вам, при всей моей любви к Леониду Андрееву — это крупный писатель, вопросов нет, лучший русский драматург, по-моему (во всяком случае, самый эффектный) — но весь Андреев помещается в один роман Золя. Тем более, что Андреев романы писать совершенно не умеет. А Золя с романом, с этим князем жанров, чувствовал себя абсолютно свободно.

Конечно, и «Чрево Парижа» с божественными описаниями еды. Причем эти описания прогрессируют, они уходят в сторону гниения. Сначала это утро — свежесть, свежие моллюски, свежая зелень, брызги воды, пробуждающийся Париж… А потом этот день, разгар дня — гниющий сыр, из которого выползают личинки… Ой, как это всё сделано! Я когда впервые попал в Париж на рынок — далеко не чрево Парижа, обычный утренний рынок, но у меня было ощущение, что я просто прикоснулся к собственному детству. Потому что «Ругон-Маккаров» я читал в основном гуляя у нас на улице Дружбы в этом сквере. И он до сих пор для меня как-то связан с Парижем неописуемым образом.

Но вообще надо сказать, что «Карьеру Ругонов», да и вообще «Ругон-Маккаров» надо читать с 12 до 16. Тогда возбуждает всё. А эти книги же написаны на каком-то пределе эротической насыщенности. Безумный Золя, который так много и так долго воздерживался, который действительно это буйство плоти постоянно смирял аскезой, сублимировался только в литературе.

И конечно, эротическое напряжение «Ругон-Маккаров» — оно страшное! Удивительно, что он до 50 лет, когда закончил цикл, сохранил такой жар и, кстати говоря, такую истовость отношения к женщине. Там же потрясающая сцена, когда Клод Лантье встретил свою будущую жену, эту идеальную натурщицу. Я до сих пор помню этот тугой шелк, который после дождя ее облекал при первой встрече, когда он привел ее домой.

Нет, божественная проза! Золя весь, по-моему, читается очень хорошо. Мне когда-то Жолковский сказал эту до сих пор любимую свою фразу: «За то, что вы прочли всего Золя, вам можно простить, что вы написали всего Быкова». Это, конечно, жестоко, но к Жолковскому у меня тоже такое отношение — почти сыновнее (хотя он совершенно не нуждается в этом), и я ему этот цинический грех охотно отпускаю.

Но прочесть Золя — не подвиг. Скорее наоборот: прочесть Золя — это такое sinful pleasure. Я помню, что я мог что угодно пропустить — уроки или какого-то репетитора, опоздать — потому что я читал какие-нибудь такие золяшные сочинения. Ой, а «Разгром» какой роман! Ребята, а «Тереза Ракен» еще до всяких «Ругон-Маккаров» — плохо, что ли? Помилуйте! А фильм какой!

Другое дело, что сопереживать его героям тоже не очень легко. Ну в «Накипи» — какие там герои? «Проступок аббата Муре», «Завоевание Плассана» — кому там сопереживать? Конечно, «Накипь» страшный роман. Естественную брезгливость он вызывает довольно сильно. Cцену родов в горшок, я думаю, многие запомнят — когда она потянула за кишку, и выпал целый ком (послед, имеется в виду). Прости, Господи! Но это впечатляло. Ведь в литературе необязательно переживать — можно дистанцированно любоваться.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не могли бы вы рассказать о драматургии Владимира Маяковского?

Драматургию Маяковского часто ставят поверхностно и глупо. Видите, для того чтобы ставить ее, как Мейерхольд, удачно,— и то не все получалось, надо знать её корни. А корни её символистские. Очень редко, к сожалению, высказывалась мысль, а доказательно и полно она вообще развита 1-2 раза, в том, что корни драматургии Маяковского — это, конечно, Леонид Андреев. Преимущество Маяковского, довольно серьезное, было в том, что он был человеком к культуре довольно свежим. Он прекрасно знал живопись и очень хорошо воспринимал всякого рода визуальную культуру. Брака, Пикассо понимал хорошо, Леже, Сикейроса, конечно. Но он, мне кажется, совершенно не понимал большую прозу. И думаю, что не читал…

Почему Леонид Андреев в своем юношеском дневнике высказал пожелание: «Я хочу быть апостолом самоуничтожения»?

Вот здесь, понимаете, мне кажется, мы несколько узко и слишком негативно пониманием самоуничтожение. Для модерна несколько вещей естественны, которые мы можем перечислить: искусство шагает на улицы и становится участником жизни, искусство перерастает в жизнетворчество; разум контролирует чувства; идея прогресса и просвещения всегда на первом месте. И конечно, ценность человеческой жизни для модерниста ничтожна, потому что для модерниста он сам — один из главных инструментов изучения мира.

Вот я писал для одного журнала исторического статью о том, что действительно женщины Голливуда, периода голливудской славы, были, как правило, очень несчастны в личной жизни — все в…

Что вы можете сказать о Корнее Чуковском как о критике?

Чуковский — великий критик, хотя мне кажется, что главное его достижение — это такая «теория непрагматизма», которую по-своему подхватил Ефимов в практической метафизике. У Чуковского была такая идея, которая пришла к нему в голову в 18-летнем возрасте, он тогда же опубликовал эту статью у Жаботинкого в какой-то газете. И правильно совершенно Жаботинский ему дал опубликовать это философски незрелое, но абсолютно провидческое сочинение. Он потом всю свою жизнь построил на этой теории непрагматизма. В общем, если формулировать известным каламбуром: «Пишите бескорыстно — за это больше платят».

Иными словами, то, что человек делает ради прагматики, никогда не получается.…

Как вы относитесь к расскажу «Красный смех» Леонида Андреева?

Я думаю, прав Вересаев, который сказал: «Я, в отличие от Андреева, был на войне и я ее воспринимаю иначе. Там к ужасу привыкаешь, а он пишет так, как будто ужас войны продолжает тебя лупить по глазам, по сердцу, по нервам каждый день. Тогда можно сойти с ума». А самое ужасное в том, что это все становится буднем, рутиной.

Но сам рассказ очень талантливый. Понимаете, какая вещь? Андреев очень талантливый. Он ослепительно талантливый писатель. Достоверен он или нет, есть ли у него вкус или такт, можно спорить о «Рассказе о семи повешенных», можно предъявлять претензии к «Моим запискам», мы их как раз проходим сейчас в рамках университетского курса в Бард-колледже в теме «Тюрьма, ссылка и…