Мне кажется, что изгой – это в некотором смысле подарок учителю, как ни цинично это звучит. Потому что это первая душа, за которую учитель может побороться. Практика, победа заключается в том, чтобы изгоя перевести на свою сторону. Для этого надо внушить ему уверенность в себе и с его помощью начать побеждать его проблемы.
Берется изгой, дальше ему доказывается (для этого есть множество приемов), что он не такой, как все, но это потому, что он со знаком «плюс»: он добрее, умнее или быстрее всех все усваивает. Как только он поймет, что он хороший, он станет хорошим. И он станет вашим верным агентом и вашим верным защитником. Может быть, я говорю циничные вещи, но ничего не поделаешь.
Если в классе есть токсичный персонаж, который пытается все ваши инициативы обернуть против вас, который над вашими стараниями сделать урок поинтереснее измывается изобретательно, – мне кажется, что с таким человеком надо вести себя предельно жестко. Если нельзя уйти из школы (если вы не можете) или перевести его в другой класс, такого человека нужно как-то сломать. Надо как-то его скомпрометировать в глазах всех. Как это сделать, я не буду рассказывать. Но мне приходилось это делать: все было цивильно довольно, но это мое ноу-хау. Выявить изгоя и антилидера – это первая задача, которой будут учить в институте экстремальной педагогики. А дальше надо уже смотреть, в какой степени этот изгой, этот misfit управляем.