Ну, Эмиру Кустурице, видимо, невдомек, что «Летят журавли»» Михаила Калатозова — это уже по пьесе, по спектаклю «Вечно живые». Но мы не можем требовать от Эмира Кустурицы знакомства с творчеством Виктора Розова. Он художник, что поделать? Он витает в своих мечтах. У Кустурицы своя травма сербская, у Кустурицы своя биографическая непреодолимая трагедия.
Я бы не стал его судить строго, тем более что есть у него еще одна трагедия: после череды успехов, сделавших его любимцем Канн (я помню, как Мирон Черненко называл его лучшим европейским режиссером), у него была и серия неудач. И лучшие его картины относятся к раннему периоду творчества: «Помнишь ли, Долли Белл?», «Папа уехал в командировку». «Время цыган» — довольно избыточная картина. Но не будем судить человека. Дело в том, что Россия — любимица таких немолодых людей, как Сигал или Депардье — людей неглупых, но не в лучшей поре. Это еще раз подтверждает, что сама она сейчас находится не в лучшем возрасте, не в лучшей форме, в трагическом довольно положении, когда все лучшее в прошлом. И портить жизнь молодым — любимое занятие весьма достойных старцев. Мало ли мы знаем людей, которые не могут простить чужой молодости. Вот и Россия сегодня примерно в том же состоянии, и я не только бы, кстати говоря, Кустурицу пригласил в наши театры. Много есть режиссеров, чьи последние картины далеко на не на уровне первых. Я думаю, им здесь самое место.