Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

Какие фильмы из программы Венецианского кинофестиваля вызывают у вас наибольший интерес?

Дмитрий Быков
>50

Я вообще никогда не любил Альмодовара, это мой грех, но его новый фильм я хочу посмотреть, просто потому что мне интересны тенденции, а Альмодовар тенденции отслеживает очень чутко. Я хотя бы смогу судить о том, какие проблемы для сегодняшнего кинематографа актуальны.

Понимаете, азбучную вещь вынужден я сказать, но нас интересуют не жанры сами по себе. Например, жанр триллера нас интересует только потому, что он позволяет заострить в предельно остром и радикальном варианте, рассмотреть моральную проблематику или проблематику, так сказать, верности себе. Потому что триллер, по Лакану, исследует ситуацию, когда происходит подмена: вещь равна себе или не равна себе. Условно говоря, она используется в своей функции или в подменной. Триллер возникает там, где вещь используется в неочевидной функции, где друг предает, и так далее. Так и здесь – мелодрама или авангардное кино, или кино, которое исследует тему эвтаназии, интересует нас не само по себе. Нас интересует та ключевая проблема, которая сегодня занимает большинство людей. На мой взгляд, это проблема идентичности: кто я, к кому вы принадлежите, с кем можно солидаризироваться в обстоятельствах, когда невозможно принадлежать ни к кому, солидаризироваться ни с кем, когда вообще мир полон лжи и отступлений от истины. С кем можно быть в это время? Проблема идентичности – да, поэтому мне фильм Альмодовара,  разумеется, интересен.

Интересно ли мне продолжение «Джокера»? Мне и первый «Джокер» был не особенно интересен, грех сказать. Я в некотором смысле сейчас на голодном пайке, потому что меня всегда интересовало кино о жизни среднего класса, в особенности среднего класса российского, в особенности российской интеллигенции. Но, поскольку российская интеллигенция институционально уничтожена, я не стал бы снимать про нее. Хотя фильм с Чулпан Хаматовой и Григорием Добрыгиным, который там представлен, мне было бы очень интересно посмотреть. Фильм о супругах, которые вынуждены уехать из России, которых доедает евробюрократия. Это я посмотрел бы с интересом и, наверное, посмотрю.

Да, мне, конечно, всегда были интересны фильмы о школе, но их сейчас снимают позорно мало, а если снимают, то это фильмы о буллинге, о шутинге. Меня интересовал бы живой процесс преподавания, живой процесс установления контакта. Но подождите, нормализуется жизнь, нормализуется кинематографические темы, посмотрим.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Можно ли сказать, что фильм «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе про Иисуса, который пытается избежать предначертанного финала, для того, чтобы жить нормальной человеческой жизнью?

Ну конечно! Об этом и картина, что нас всё время пытаются отвлечь от творческого, или христианского, религиозного подвига разговорами про простую жизнь. «Но ведь можно же просто жить!». Он там, избежав креста, идет среди пейзажей и говорит: «Какая красота! А я-то и не замечал». Действительно, человек, который рожден для подвига, никоим образом не замечает благодати мира, его прекрасности — вкуса вина, вкуса еды…

Он же там умирает семьянином. И в конце он отвергает этот соблазн, представив свою смерть в окружении чад и домочадцев после долгой и прекрасной жизни. Он кричит: «Нет!», он в ужасе отвергает это и умирает на кресте со словами: «Я совершил».

Согласны ли вы, что роман «Дикие пальмы» Уильяма Фолкнера невозможно экранизировать?

Вот здесь довольно сложная проблема. Дело в том, что не только «Дикие пальмы», которые Фолкнер задумывал именно как кинороман, но и, скажем, «Шум и ярость», экранизированная дважды — это вещи вполне экранизируемые. Но при экранизации теряется фолкнеровский нарратив, фолкнеровская композиция — довольно причудливая, фолкнеровское нелинейное повествование, постепенное раскрытие героев.

Потому что в кино вы не можете постепенно раскрыть героя, если только не прибегая к каким-то специальным приемам типа флешбеков. В кино герой сразу явлен — вот, вы его увидели и дальше можете гадать о его внешности, о его биографии. Но он явлен, что называется. Писатель, когда описывает персонажа,…

Не могли бы вы рассказать о фильме «Покаяние» Тенгиза Абуладзе? И что вы думаете обо всей трилогии «Мольба» — «Древо желания» — «Покаяние»?

Мне очень не нравится, резко не нравится «Мольба» — при том, что это очень красивое и, как сказал Андрей Смирнов, статуарное кино. Мне представляется всё же, что «Мольба» — это скорее такой формальный экзерсис с характерной для тогдашнего кинематографа национального такой некоторой лирической напыщенностью. Особенно это характерно, пожалуй, для замечательного фильма (именно замечательного фильма), тогда же снятого фильма Параджанова «Саят-Нова», более известного как «Цвет граната». Мне кажется, что у Параджанова лучше — просто потому, что формально интереснее. А мне «Мольбу» смотреть довольно скучно, надо сказать. Хотя, правду сказать, мне и «Цвет граната» нелегко давался. Великий…

Не могли бы вы рассказать о Владимире Краковском? Правда ли, что автор преследовался КГБ и потом толком ничего не писал?

Краковский, во-первых, написал после этого довольно много. Прожил, если мне память не изменяет, до 2017 года. Он довольно известный писатель. Начинал он с таких классических молодежных повестей, как бы «младший шестидесятник». Их пристанищем стала «Юность», которая посильно продолжала аксеновские традиции, но уже без Аксенова. У Краковского была экранизированная, молодежная, очень стебная повесть «Какая у вас улыбка». Было несколько повестей для научной молодежи. Потом он написал «День творения» – роман, который не столько за крамолу, сколько за формальную изощренность получил звездюлей в советской прессе. Но очень быстро настала Перестройка. Краковский во Владимире жил,…