Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

Какие фильмы из программы Венецианского кинофестиваля вызывают у вас наибольший интерес?

Дмитрий Быков
>100

Я вообще никогда не любил Альмодовара, это мой грех, но его новый фильм я хочу посмотреть, просто потому что мне интересны тенденции, а Альмодовар тенденции отслеживает очень чутко. Я хотя бы смогу судить о том, какие проблемы для сегодняшнего кинематографа актуальны.

Понимаете, азбучную вещь вынужден я сказать, но нас интересуют не жанры сами по себе. Например, жанр триллера нас интересует только потому, что он позволяет заострить в предельно остром и радикальном варианте, рассмотреть моральную проблематику или проблематику, так сказать, верности себе. Потому что триллер, по Лакану, исследует ситуацию, когда происходит подмена: вещь равна себе или не равна себе. Условно говоря, она используется в своей функции или в подменной. Триллер возникает там, где вещь используется в неочевидной функции, где друг предает, и так далее. Так и здесь – мелодрама или авангардное кино, или кино, которое исследует тему эвтаназии, интересует нас не само по себе. Нас интересует та ключевая проблема, которая сегодня занимает большинство людей. На мой взгляд, это проблема идентичности: кто я, к кому вы принадлежите, с кем можно солидаризироваться в обстоятельствах, когда невозможно принадлежать ни к кому, солидаризироваться ни с кем, когда вообще мир полон лжи и отступлений от истины. С кем можно быть в это время? Проблема идентичности – да, поэтому мне фильм Альмодовара,  разумеется, интересен.

Интересно ли мне продолжение «Джокера»? Мне и первый «Джокер» был не особенно интересен, грех сказать. Я в некотором смысле сейчас на голодном пайке, потому что меня всегда интересовало кино о жизни среднего класса, в особенности среднего класса российского, в особенности российской интеллигенции. Но, поскольку российская интеллигенция институционально уничтожена, я не стал бы снимать про нее. Хотя фильм с Чулпан Хаматовой и Григорием Добрыгиным, который там представлен, мне было бы очень интересно посмотреть. Фильм о супругах, которые вынуждены уехать из России, которых доедает евробюрократия. Это я посмотрел бы с интересом и, наверное, посмотрю.

Да, мне, конечно, всегда были интересны фильмы о школе, но их сейчас снимают позорно мало, а если снимают, то это фильмы о буллинге, о шутинге. Меня интересовал бы живой процесс преподавания, живой процесс установления контакта. Но подождите, нормализуется жизнь, нормализуется кинематографические темы, посмотрим.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Нравится ли вам экранизация Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» романа Патрика Зюскинда? Можно ли сравнить Гренуя с Фаустом из одноименного романа Иоганна Гёте?

Гренуя с Фаустом нельзя сравнить именно потому, что Фауст интеллектуал, а Гренуй интеллекта начисто лишен, он чистый маньяк. Мы как раз обсуждали со студентами проблему, отвечая на вопрос, чем отличается монстр от маньяка. Монстр не виноват, он понимает, отчего он такой, что с ним произошло, как чудовище Франкенштейна. Мозг – такая же его жертва. Маньяк понимает, что он делает. Более того, он способен дать отчет в своих действиях (как правило).

Ну а что касается Гренуя, то это интуитивный гений, стихийный, сам он запаха лишен, но чувствует чужие запахи. Может, это метафора художника, как говорят некоторые. Другие говорят, что это эмпатия, то есть отсутствие эмпатии. По-разному, это…

Что вы думаете о фильме «Профессионал» Жоржа Лотнера? Почему актер Жан-Поль Бельмондо так органично смотрится в роли майора?

Видите ли, какая история. Пафос «Профессионала» в том, что в честном бою профессионала победить нельзя. Ему можно только выстрелить в спину. И те люди, которые вас, профессионалов, нанимают, никогда не побояться вас сдать и в спину выстрелить. Они покровительствуют вам только до поры. Это к вопросу о дьяволе — покровителе художника. То есть до какого-то момента он вам покровительствует, пока вы ему не мешаете. Дальше или Бог должен вмешиваться, или надо, извините, соскакивать с этой иглы.

Что касается Бельмондо, мне он всегда был важен тем, что он человек высококультурный. Всю жизнь играл бандита, а был сыном скульптора, таким действительно очень наслушанным, насмотренным,…

Можно ли сказать, что фильм «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе про Иисуса, который пытается избежать предначертанного финала, для того, чтобы жить нормальной человеческой жизнью?

Ну конечно! Об этом и картина, что нас всё время пытаются отвлечь от творческого, или христианского, религиозного подвига разговорами про простую жизнь. «Но ведь можно же просто жить!». Он там, избежав креста, идет среди пейзажей и говорит: «Какая красота! А я-то и не замечал». Действительно, человек, который рожден для подвига, никоим образом не замечает благодати мира, его прекрасности — вкуса вина, вкуса еды…

Он же там умирает семьянином. И в конце он отвергает этот соблазн, представив свою смерть в окружении чад и домочадцев после долгой и прекрасной жизни. Он кричит: «Нет!», он в ужасе отвергает это и умирает на кресте со словами: «Я совершил».

Согласны ли вы, что роман «Дикие пальмы» Уильяма Фолкнера невозможно экранизировать?

Вот здесь довольно сложная проблема. Дело в том, что не только «Дикие пальмы», которые Фолкнер задумывал именно как кинороман, но и, скажем, «Шум и ярость», экранизированная дважды — это вещи вполне экранизируемые. Но при экранизации теряется фолкнеровский нарратив, фолкнеровская композиция — довольно причудливая, фолкнеровское нелинейное повествование, постепенное раскрытие героев.

Потому что в кино вы не можете постепенно раскрыть героя, если только не прибегая к каким-то специальным приемам типа флешбеков. В кино герой сразу явлен — вот, вы его увидели и дальше можете гадать о его внешности, о его биографии. Но он явлен, что называется. Писатель, когда описывает персонажа,…