Я вообще никогда не любил Альмодовара, это мой грех, но его новый фильм я хочу посмотреть, просто потому что мне интересны тенденции, а Альмодовар тенденции отслеживает очень чутко. Я хотя бы смогу судить о том, какие проблемы для сегодняшнего кинематографа актуальны.
Понимаете, азбучную вещь вынужден я сказать, но нас интересуют не жанры сами по себе. Например, жанр триллера нас интересует только потому, что он позволяет заострить в предельно остром и радикальном варианте, рассмотреть моральную проблематику или проблематику, так сказать, верности себе. Потому что триллер, по Лакану, исследует ситуацию, когда происходит подмена: вещь равна себе или не равна себе. Условно говоря, она используется в своей функции или в подменной. Триллер возникает там, где вещь используется в неочевидной функции, где друг предает, и так далее. Так и здесь – мелодрама или авангардное кино, или кино, которое исследует тему эвтаназии, интересует нас не само по себе. Нас интересует та ключевая проблема, которая сегодня занимает большинство людей. На мой взгляд, это проблема идентичности: кто я, к кому вы принадлежите, с кем можно солидаризироваться в обстоятельствах, когда невозможно принадлежать ни к кому, солидаризироваться ни с кем, когда вообще мир полон лжи и отступлений от истины. С кем можно быть в это время? Проблема идентичности – да, поэтому мне фильм Альмодовара, разумеется, интересен.
Интересно ли мне продолжение «Джокера»? Мне и первый «Джокер» был не особенно интересен, грех сказать. Я в некотором смысле сейчас на голодном пайке, потому что меня всегда интересовало кино о жизни среднего класса, в особенности среднего класса российского, в особенности российской интеллигенции. Но, поскольку российская интеллигенция институционально уничтожена, я не стал бы снимать про нее. Хотя фильм с Чулпан Хаматовой и Григорием Добрыгиным, который там представлен, мне было бы очень интересно посмотреть. Фильм о супругах, которые вынуждены уехать из России, которых доедает евробюрократия. Это я посмотрел бы с интересом и, наверное, посмотрю.
Да, мне, конечно, всегда были интересны фильмы о школе, но их сейчас снимают позорно мало, а если снимают, то это фильмы о буллинге, о шутинге. Меня интересовал бы живой процесс преподавания, живой процесс установления контакта. Но подождите, нормализуется жизнь, нормализуется кинематографические темы, посмотрим.