Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Как связан возвышенный слог Михаила Ломоносова с дворянской культурой того времени?

Дмитрий Быков
>100

К дворянской культуре Ломоносов не имеет никакого отношения, поскольку он интеллигент в первом поколении. Он представляет скорее, уж если на то пошло, поморскую культуру, которая не знала рабства и которая в известном смысле наследует культуре новгородской, вечевой.

Насчет торжественной оды, возвышенности слога. Дело в том, что у Ломоносова и в прозе, и в стихах (исключая, может быть, «Хотинскую оду») довольно-таки слог демократичный, почти современный и очень понятный. «Хотинская ода», понятное дело, «На взятие Хотина» — она задает собой жанровые каноны. Но тем не менее прав был Ходасевич: «И первый звук Хотинской оды нам первым криком жизни стал». Это все-таки первый лирический текст в русской поэзии, глубоко лирический, глубоко личный и субъективный. Поэтому я не думаю, что здесь Ломоносова можно рассматривать только как создателя одического канона. И уж совсем далек он от любого канона в совершенно гениальном тексте, в моем любимом — в «Вечернем размышлении о Божием величестве при случае великого северного сияния». Вот это совершенно потрясающая поэзия. Вся она на мужскую рифму, с замечательными, такими крепкими шестистишиями. Вот «Как мала искра в вечном льде». Такое глубоко лирическое осознание собственной ничтожности. «Песчинка как в морских волнах, как мала искра в вечном льде». Но искра все-таки.

Вот Левина, если помните, в «Анне Карениной» у Толстого безумно мучает, что он крошечный пузырек в мироздании и что исчезнет. А Ломоносова — восхищает. Вообще мироощущение Ломоносова изначально очень гармонично. Для него наука раскрывает именно гармонию чудес божьих. И восхищается тем он, насколько все уже сделано, насколько во всем чувствуется божественный гармонический чертеж. Вот это философия по музыкальности своей, по какой-то ладности, упорядоченности, не имеющая себе равных в русской литературе. Настолько идилличен, идеален мир Ломоносова! Какая-то аркадская идиллия.

Вы знаете, поскольку я живу около университета, мои детские прогулки протекали по Ботаническому саду университета, туда свободно пускали. И вот бывало на каком-нибудь таком идеальном весеннем розовом закате, когда видишь все эти делянки, такие ровные, и смотришь на флюгеры, там расставленные для снятия показаний всяких природных, и идеально белые вот эти стены лабораторий, возникает какое-то ощущение гармонии, идиллии.

Вот для меня Ломоносов — идиллический поэт. Хотя язык его, ну, в «Гимне бороде», который при его жизни был анонимен, неатрибутирован, тайно он это распространял, язык грубоватый и простой. Но при этом, конечно, стоит за ним мироощущение идеально гармоническое, которое пришло не из дворянского кодекса, пришло не с Запада, которое могло быть воспитано только в этой северной холодной равнине, вот в этой некоторой гармонической дикости поморского пейзажа. Вот, наверное, оттуда оно.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
В чем трагедия европейца Ломоносова в сериале Александра Прошкина «Михайло Ломоносов»?

Это, кстати, замечательный сценарий Олега Осетинского. Там, понимаете, примерно та же история, что и у Митты в картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Это именно история, написанная Дунским и Фридом, такой приквел к русскому Отелло будущему, который совершенно неизбежен в этой ситуации. Но то, что он черный среди белых, то, что он иностранец, то, что он и есть другой человек, моралист, это такая отчаянная попытка быть настоящим «птенцом гнезда Петрова» среди людей, которые Петру абсолютно враждебны и не понимают в нем ничего,— там есть настоящая трагедия. И Ломоносов — это та же история.

Очень долго… Вы знаете, в чем полемичность этой работы. В книге Добренко о позднем сталинизме…

Можно ли рассматривать сюжеты «Божественной комедии» Данте Алигьери и «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэролла как типологически сходные? Можно ли сказать, что эти авторы через загробный мир или мир сна выстраивает новую систему ценностей? 

Нет, я не думаю, что есть тут общее. К тому же, так сказать, все, что их объединяет – это тема сна. И то Данте видит не сон, он в лесу не заснул, он в лесу увидел таинственный ход – такую же кроличью нору, как у Алисы. И Алиса падает не в ад, Алиса попадает в WonderLand, Страну чудес – мрачную,  тяжелую, но не космогоническую, не такую серьезную. Наличие Белого кролика (путеводителя) не делает этого его Вергилием, не делает Алису Данте. Мне кажется, что не все космогонические путешествия, вообще не все странствия по центру Земли являются божественными комедиями. Хотя, конечно, перспектива чрезвычайно соблазнительна.

Верите ли вы в мужскую эволюцию Бенджамина Баттона из рассказа Скотта Фицджеральда?

Я вообще считаю, что это самая точная метафора. Потому что человек рождается стариком, а умирает молодым. В том смысле, что ребенок сталкивается с самыми серьезными, самыми взрослыми вызовами, самыми масштабными. Первое предательство, первая любовь, первая смерть, первый страх. Я помню экзистенциальный ужас в детстве моем по ночам, он был невероятно страшен, это ощущение, что ты — это ты, и сейчас это ты, и что ты отвечаешь за каждый свой шаг, за каждый свой выбор. Это было очень сложное ощущение, но я его помню. Это у Куприна очень хорошо описано в «Поединке» в разговоре Ромашова с Шурочкой. Так что мне кажется, что ребенок рождается более взрослым, а потом приспосабливается, что-то теряет, что-то…

Согласны ли вы, что роман «Дикие пальмы» Уильяма Фолкнера невозможно экранизировать?

Вот здесь довольно сложная проблема. Дело в том, что не только «Дикие пальмы», которые Фолкнер задумывал именно как кинороман, но и, скажем, «Шум и ярость», экранизированная дважды — это вещи вполне экранизируемые. Но при экранизации теряется фолкнеровский нарратив, фолкнеровская композиция — довольно причудливая, фолкнеровское нелинейное повествование, постепенное раскрытие героев.

Потому что в кино вы не можете постепенно раскрыть героя, если только не прибегая к каким-то специальным приемам типа флешбеков. В кино герой сразу явлен — вот, вы его увидели и дальше можете гадать о его внешности, о его биографии. Но он явлен, что называется. Писатель, когда описывает персонажа,…