Войти на БыковФМ через
Закрыть

Как разрешить противостояние в семье, где родители тянут детей в архаику, с презрением относятся к просвещению? Должны ли быть дети покорны родителям?

Дмитрий Быков
>100

Вот цитируя Айтматова — «чти родителей», — но как можно чтить родителей-сталинистов? Да можно! Как говорит Владимир Путин, он же сидит не за свою политическую борьбу. Так и здесь: мы же чтим их не за то, что они сталинисты. Тут отношение с почитанием родителей очень сложное. Как в христианстве примирить «чти отца и матерь твою» и «враги человеку домашние его»? Учит же Евангелие любить врага. Но, простите, я так не думаю, это софизм.

Если говорить серьезно, то враги человеку домашние его в том смысле, что они очень часто ограничивают его духовную жизнь, говоря, мол, живи ради семьи, воруй ради семьи, ведь главное семья, это высшая ценность любого человека. Неправда! Моя высшая ценность — это моя душа. Вот даже ради ближнего я не должен давать ее топтать. Конечно, надо стараться не грузить ближнего собою и, уж конечно, не создавать ему проблем. Но, видите, какая вещь? Правильный родитель всегда понимает, поэтому всегда, как в пьесе Чапека, скажет: «Иди», протягивая ему винтовку. Там финал этой пьесы вообще при всей ее лобовой мощи, при всем ее плакатном примитивизме такой классный! Это классная пьеса — «Мать». Но, наверное, это потому, что мать мне сама говорила: «Если ты не пойдешь к Белому дому, я тебя уважать не буду». А я и так говорил, меня не надо было особенно туда выталкивать. Иногда она пыталась куда-то меня не отпустить, но я сейчас о другом: можно ли уважать родителей-сталинистов?

Можно, среди сталинистов были не последние люди, заблуждались не последние люди. Мы любим родителей не за это. Я не хочу сказать, что все родители святы. И я никогда не дойду до того, чтобы любую мать считать абсолютно правой автоматически. Очень многие матери действительно враги своим детям. Есть плохие матери. Но в основном все-таки человек, давший вам жизнь, находится с вами в довольно сложных отношениях, поэтому момент ненависти к родителям — это всегда момент самоненависти. Я бы за то, чтобы все-таки своих — это тот предрассудок, который, как у Окуджавы…

Среди стерни и незабудок
Не нами выбрана стезя,
И родина — есть предрассудок,
Который победить нельзя.

Родина — предрассудок, который победить можно, а вот родители…. Ведь родина и государство — это слишком такие близкие, часто срастающиеся понятия, и надо уметь их разделять. Но вот мать — это тот предрассудок, который победить нельзя. Поэтому если убеждения родителей не совпадают с вашими, относитесь к этому как к их трагедии. У меня есть про это стихи:

У бога не было родителей.
Он круглый сирота,
И потому на местных жителей
Он смотрит свысока.

В Евангелие не сказано, как обращаться с родителями именно потому, что бог не знал отца. Он знал его чувством, но личное общение, видимо, происходило вне нашего доступа, вне наших глаз. А уж сам Господь вообще родителей не имел, он сам себе отец и мать в лице своем одном, как сказано у Иртеньева. Поэтому отношения с родителями — это та сфера, где нет учителя и нет советчика. Решать приходится самому. Господь регламентировал все, но это оставил на наш выбор, потому что у него есть опыт бессмертия, а опыта смерти нет. И приходится самим. Есть опыт рождения, родительства. Кстати говоря, сам Господь оказался отцом так себе.

Мы все неважные родители,
Что самка, что самец.
И как творец он выше критики,
Но ниже, как отец.

Он с сыном, прямо скажем, поступил несколько авраамически, это не очень… не образец, во всяком случае.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Можно ли провести параллели между тиранией государственной и семейной?

Это огромная и важная тема. Для меня очень много значит в последнее время роман «Что делать?». Объясню — почему. Только потому, что дети действительно возжелали расшифровать его цифровой ряд, и мне постоянно приходилось его перечитывать. И мне кажется, я эту книгу понял. Ну, то есть писал же Ленин, что её нельзя читать, когда молоко на губах не обсохло. Пока в России будет торжествовать тираническая семья, о политической свободе в ней мечтать невозможно.

Так вот, я понимаю, что со мной кто-то не согласится, будет плеваться кипящей желчи, но назову вещи своими именами.

Пушкинская записка «О народном воспитании», поданная им в двадцать шестом… в двадцать седьмом году по поручению…

Почему дети становятся садистами?

Есть такой термин «гебоидность», восходящий к имени жестокой Гебы, дочери Зевса. Дело даже не в том, что она жестокая. Гебоидность — это эмоциональная холодность. Зевс, в отличие от Гебы, постоянно людей жалеет, он задумывается о том, какова их участь.

Так вот, Геба, как часто бывает, как член семьи бога относится к живым — к землянам, к людям — более жестоко и снисходительно, чем верховное божество, чем отец. Объясняется это тем, что, во-первых, она младше. Во-вторых, Зевс — это, в общем, творец, хозяин мира, а у детей очень часто этого чувства нет.

В фильме Германа «Трудно быть богом» нет Киры, какая она у Стругацких, а есть Ари. И вот эта жестокая рыжая Ари в его доме заправляет очень…

В каком случае стыд становится для человека раздавливающим, а в каком облагораживающим?

Мне кажется, что всякий стыд как-то облагороживает, облагораживает, как хотите. Есть другой стыд, стыд другого рода… Вот, наконец я могу сказать. Знаете, бывает стыд, описанный Достоевским в «Записках из подполья», когда он не становится источником мучения, а когда он становится источником наслаждения. От такого стыда, от расчесывания гнойных язв никому хорошо не бывает. А стыд, который как-то несколько превращает человека, как с Раскольниковым,— тогда да. Но Раскольников — это не герой «Записок из подполья». Герой «Записок из подполья», мне кажется, в Достоевском присутствовал как страшная возможность. В «Братьях Карамазовых» он сумел его победить и задавить. Но ведь подпольность — это и…

Что вы имели в виду, когда сказали: «Для меня человек не есть мерило всех вещей»? Не являются ли ваши слова отречением от формулы «гуманизм — фундамент человеческой цивилизации»?

Почему гуманизм? Фундамент человеческой цивилизации — это гуманность. И путать её с гуманизмом не следует. Гуманизм — то есть мировоззрение, которое ставит человека в центр мира,— имеет довольно серьёзные минусы. Я считаю, что действительно человеческая жизнь — это для самого человека не высшая ценность. Он не может, конечно, терпеть, когда ею распоряжаются другие, но сам он имеет право ею распорядиться. И есть вещи, за которые можно её отдать. Это, по-моему, совершенно очевидно. Гуманизм — это всего лишь мировоззрение. Гуманность — это свойство души, это важнейшее человеческое качество, и от него отрекаться ни в коем случае нельзя.

Помните, была большая полемика вокруг устаревшей…

Почему многие молодежь в России стали обращать внимание на свое психическое состояние, и часто диагностировать у себя депрессию, биполярное расстройство?

Депрессия — модное слово, настоящая депрессия — это совсем неприятно и непривлекательно. А биполярное расстройство — частая смена настроений сплошь и рядом называется этим. Ну, модно стало иметь психоаналитика, заботиться о своем психическом здоровье. Многие, когда им лень, говорят: «Мне неприятно, у меня прокрастинация, у меня плохое настроение, у меня депрессия». «Я не высыпаюсь, у меня биполярка». Это довольно частая вещь. Конечно, очень правильно сказал Уильям Стайрон в «Зримой тьме»: «Депрессия — более серьезное заболевание, чем грипп: от нее умирают чаще». Очень точно сказал о ней Дэвид Фостер Уоллес: «Самое тяжелое в депрессии — гнетущее чувство вины в своем заболевании». «One in…