Войти на БыковФМ через
Закрыть

Как пробудить в себе интерес к жизни? Почему он пропадает?

Дмитрий Быков
>50

Мне эти чувства очень знакомы, хотя я далеко не так и молод. И мне среди работы над статьей ли, над книгой ли, над стихотворением даже приходится поднимать голову, выглядывать в заснеженный пейзаж за окном и с ужасом думать, чем я занимаюсь. Отчасти то, что происходит с вами,— зимняя депрессия, поскольку март — это вообще время, которое трудно пережить, это время истощения, когда уже… (ну, помните у Пастернака: «Все снег да снег,— терпи и точка»), когда уже невозможно больше терпеть. Зима радует при своем приходе, но когда она задерживается (а задерживается они в России и на общественном уровне, и на природном очень часто), ну, начинает казаться, что все, так будет всегда. Грешным делом, у меня был такой стишок «Пришла зима, как будто никуда не уходила». Это очень грустно.

И в этом состоянии вариант есть только один: уезжайте. Не насовсем, временно. Уезжайте туда, где больше витаминов, больше солнца, больше азарта. Уезжайте в какую-нибудь таинственную область — лучше туда, где мало людей и много природы, в какую-нибудь замечательную перуанскую провинцию или на какой-нибудь очень отдаленный остров. Или поставьте себе трудную задачу — например, добраться до острова Пасхи или Кергелен. И там к вам вернется азарт.

Я вообще думаю (я много раз об этом тоже говорил), что над Москвой висит такая медуза, ослизлая какая-то, которая не пропускает к нам солнечных лучей и вообще чего-то важного к нам не пропускает, каких-то небесных излучений. Давайте или попытаемся её пробить (что сейчас маловероятно), или попытаемся пока временно найти, может быть, другое место, там подзарядиться и вернуться.

Апатия — это то, на что сейчас жалуются все. «А зачем что-то делать, если все равно ничего не изменится?» Да изменится! Это же от вашей жизни зависит. Понимаете? И ваша жизнь тоже только ваша, только личная. Поэтому постарайтесь устроить себе приключение какое-то — скорее всего, географическое. И вообще, если у вас есть возможность проводить зиму не в Москве, вообще не в России, а там, где нет зимы, почему вам не воспользоваться этой возможностью? Захотите, затоскуете по снегу — вернетесь. Затоскуете по ноябрю с его безвыходностью — вернетесь. Мне кажется, что самое трудное время — это не зима, не эти три коротких месяца, а март и ноябрь — время на входе в зиму и на выходе из нее. Вот если вам не хочется, вы можете их провести где-то еще. Вас никто не приговорил здесь жить. Понимаете? И особенно если учесть вот эту апатию всеобщую — ну поезжайте туда, где нет апатии. Пропитаетесь отвращением к каким-то новым местам — вернетесь.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему, становясь взрослыми, мы погружаемся в бытовуху? Чем вы объясняете этот откат, хотя, казалось бы, человек с возрастом должен эволюционировать? Есть ли в литературе такие герои?

Понимаете, тема такого, ну если угодно, падения в быт — это тема довольно частая, и я бы не сказал, что трагическая. Потому что вечно оставаться романтиком, таким несколько розоватым, мне кажется, в этом есть какая-то ну не то чтобы инфантильность, но какая-то…

Быт — это, конечно, трагическая проблема, но я не вижу ничего драматического в том, что человек с годами становится менее романтичен. Надо вообще меняться, понимаете? Нужна какая-то дельта. И если бы Ассоль вечно оставалась романтической возлюбленной Грея, если бы она вечно оставалась такой девчонкой, в которой счастье лежит у Грина, «пушистым котенком» (по-моему, очень неудачная формула) — ну как-то скучно было бы. Если бы Наташа…

Если человечество действительно разделится на люденов и человейников, как вы себе представляете обычный день каждого из них?

Человейник огромную часть времени… Прав, конечно, Марат Гельман, говоря о том, что сейчас главный вопрос — не в рабочем времени, а в свободном, количество рабочего времени сокращается, свободного экспоненциально увеличивается. Конечно, вопрос сегодня в культуре досуга, потому что работа более или менее минимизируется везде, даже и в третьем мире. Даже, в общем, и в Японии, где вечно был культ фанатичного, трудоголического воспитания, все больше людей не хотят работать или, во всяком случае, не считают работу главным в жизни. Поэтому культура досуга не последний вопрос. Своему досугу безразмерному человейник посвящает все время. Он живет благодаря социальным сетям, благодаря социальным…

Действительно ли для вас бессмысленность страшнее одиночества? Что страшнее — «Миф о Сизифе» Камю или «Одиночества в сети» Вишневского?

Ну вы сравнили! «Одиночество в сети» — это галимый масскульт, простите, а миф о Сизифе — это грандиозный манифест абсурдности существования. Конечно, одиночество — это, в общем, нормальное состояние нормального человека. Для меня одиночество очень тяжело, в общем, невыносимо, но сравнить это с чувством бессмысленности жизни даже близко нельзя.

Одиночество, в общем, мне довольно привычно с детства. Другое дело, что я стараюсь с ним всё-таки как-то бороться и по мере сил этому научился. Я очень люблю, когда вокруг меня люди. Но этих людей должно быть очень немного, назовем это так. Я не хочу иметь много единомышленников. Это было бы для меня тревожным сигналом.

Если злое окружение воспитывает в человеке характер, делает его личностью, можно ли сказать, что для развития человечества злой человек ценнее доброго?

Нет, он, конечно, не ценнее, потому что «нельзя воспитывать щенков посредством драки и пинков»,— сказал Сергей Михалков, но я все-таки думаю, что благотворность умных эпох не следует недооценивать. В свое время Томас Манн в любимом моем произведении «Роман одного романа», я сейчас ссылаюсь на эту цитату, говорит, что времена абсолютного зла, как например, фашизм, нравственно благотворны, они позволяют определиться. Вот больные времена определиться не позволяют, но когда перед тобой бесспорное, абсолютное зло, на фоне которого даже Сталин добро — помните, говорил Черчилль, что «против такого ада, как Гитлер, я буду на стороне Сталина; более того, если против Гитлера будет…