Не рефлексировать учителю нельзя, он обречен на рефлексию. Иначе учитель не профессионал. А как не привязываться к детям? Вот тут, понимаете, мне как-то один директор очень хорошей школы дал замечательный совет: «Надо оценивать учителя только исходя из его профессиональных качеств, а не из его любви к детям». Потому что профессионал, высокий профессионал, классный не обязан любить детей. Он может быть к ним совершенно равнодушен – важно, чтобы у него были методические навыки. Более того, даже методологические навыки (если бы это слово не было использовано и испорчено сеткой Щедровицкого, методологией). Это должен быть человек, который знает, как научить. Вот и все.
Не привязываться к детям трудно. Ну как? Сидит перед тобой любимый ученик, и тебе больно смотреть, когда он уходит из-под твоего влияния, и из него получается обычный скучный конформист. Слава богу, никто из моих учеников обычным скучным конформистом не стал. Те их них, которые приходят на мои выступления и приезжают на мои гастроли, – видеть их счастье. Потому что я убеждаюсь: они такие же прекрасные, талантливые, чистые, упрямые люди, которые продолжают улучшать пространство вокруг себя. Но очень трудно пройти по тончайшей грани между сектой и таким нормальным сообществом учащихся. Мне кажется, сделать это очень сложно, но возможно – если вы не будете подменять их собой, если вы не будете влиять на их выбор. А не привязываться к любимым ученикам, наверное, невозможно. Наверное, учитель обречен каждый раз грустить, когда уходит любимый выпуск.
Мать как-то умудрялась сохранять отношения с ними. Они многие годы после школы умудрялись встречаться. И они были счастливы, и она была счастлива их видеть. И они были ей нужны. Особенно, если у нее было классное руководство. Я видел тридцатилетие выпусков, я видел из старыми – тех девочек, которые ребенком меня тискали в ее классе. Я их всех помню, и было большое счастье их видеть.
Так что, видимо, вы не обречены расставаться с учащимися. Если вы будете для них каким-то камертоном, у вас все будет в порядке.