Он вошел в противоречия с системой очень рано и рожден был для этого. Другое дело, что путь Михаила Лермонтова — это, условно говоря, путь варяга в хазары. У истоков каждой эпохи культурной в России стоит перековавшийся варяг и перековавшийся хазар. Путь Александра Пушкина — это путь как раз из оппозиционера в лоялисты, хотя очень умеренный и разочаровавшийся. Путь Михаила Лермонтова — это путь из лоялистов, из ярых патриотов, путь в такие сомневающиеся и даже прямо оппозиционные силы. И Михаил Лермонтов кончил стихотворением «Родина», о том, что «темной старины заветные предания не шевелят уже во мне отрадного мечтания». Это совершенно противоположно тому, что писал он от 14-ти до 18-ти. И путь Михаила Лермонтова из ярых патриотов в ярые диссиденты, он довольно знаменателен. Аналогичная история со Львом Толстым и Федором Достоевским.
Лев Толстой начинал как ура-патриот, как артиллерийский офицер, кончил как абсолютный изгой и враг государства. Совершенно противоположный путь у Федора Достоевского. Максим Горький и Леонид Андреев — такая же симметриада. Видимо, вот этот путь для русской культуры имеет какой-то… какой-то особенный, судьбоносный смысл. И наверное, это такая характерная черта каждой литературной эпохи.