Это то, что называется наивная литература. Это такой русский аналог Grandma Moses. Другое дело, что Grandma Moses, Бабушка Мозес рисовала идиллические картинки из американского быта, а Ефросинья Керсновская писала лагерную летопись, такой комикс. Это тоже такой своего рода русский «Маус».
«Маус» — я имею в виду, знаменитый комикс. Потому что, так получается, что мы всегда считаем безумным кощунством все эти разговоры. Конечно, если бы Арт Шпигельман сделал это у нас, то его бы, наверное, Госдума уж точно признала бы осквернителем всего.
Но, тем не менее, то, что сделала Евфросиния Керсновская — это такой многотомный комикс о своей жизни. Наивный. Или как Генри Дарджер или Даргер, который всю жизнь рисовал картинки и писал к ним роман. Но у нее-то это всё не фантастика. У нее-то это отчет о лагерной жизни. Потрясающая самодельная трагическая летопись.
Ужасен был финал ее жизни, когда она доживала, лишенная речи, полупарализованная. Одна из самых трагических и всё-таки значительных судеб русского XX века, потому что она сумела это написать и нарисовать. Потрясающая вещь!