Войти на БыковФМ через
Закрыть
Музыка

Что вы думаете о клипе Семёна Слепакова «Нерусский»?

Дмитрий Быков
>100

Ну это не клип, это, насколько я знаю, он спел в программе «В диалоге с Шацем», хорошая песня очень. Ну господи, вот что я всё буду критиковать? И Дудь с Цыгановой – это не по делу, потому что не Цыганова опасна. И замечательная песня «Нерусский», такая пародия на Шамана, это тоже мимо главной проблемы. Ведь главная проблема не в еврействе, главная проблема в дикой патологической злобе этого социума. Который ищет выход. Поэтому желание и намерение сознательное быть хуже всех, первыми с краю, замыкать все ряды. И конечно, когда я смотрю на новые и новые примеры российского антисемитизма, ксенофобии какой угодно, я понимаю, что не в них проблема. Не в этом дело. Самое страшное – что евреи огромному большинств давно по барабану. Равно как и Христос, которого защищает якобы православные от иудеев. Им совершенно на это наплевать. Я боюсь, что главным источником и российской захватнической идеологии, и русского фашизма, и русской цензуры с этим культом запрета, является дикая, неостановимая, давно сформировавшаяся злоба, которая не находит выхода. А причина этой злобы – тут о многом можно говорить, наверное, причина этой злобы, понимаете, тотальное разочарование во всех путях, во всех проектах. Ведь смотрите, как, в чём был феномен гражданской войны? Это именно не война гражданская, ведь стороны очень плохо представляют себе свой идеал, что красные, что белые. Не очень знают, из-за чего они воюют, за интернационал или за большевиков. Или за коммунистов. Они вообще воюют не за, они воюют из-за чудовищного разочарования. Вот поманил их дореволюционный проект, и ничего не изменилось. Больше того, и комиссарики угнетают ещё, может быть, и пуще, чем прежний-то капитал. И вообще ничего не вышло из революции, ну, если не считать одного великого почина. Гениальная самоорганизация массового субботника – так, в принципе, больше никакой самоорганизации массовой не произошло, ни политической, ни моральной. И хочется с ужасом сказать, что всё попробовали, и ничего не помогло. Вот отсюда вытекает дикое озлобление и страшная ненависть друг к другу. Это даже не гражданская война, это такой выплеск долго копившегося омерзения к себе, к себе и окружающим. Поэтому я, кстати, и не склонен идеализировать двадцатые годы, потому что в них были те же проблемы. А ксенофобия – дело действительно 25е, то, к чему прицепляется проще всего.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Какие драматургические и поэтические корни у Вероники Долиной?

Долина сама много раз называла эти корни, говоря о 3-м томе 4-томника Маршака — о томе переводов. Но вообще это европейские баллады, которые она любит и сама замечательно переводит. Английские баллады. Окуджава во многом с тем же пафосом прямого высказывания и называния вещей своими именами. Ахматова на нее повлияла очень сильно — вот это умение быть последней, умение не позировать никак. Или если и позировать, то в унижении.

Да, она такой жесткий, грубый поэт. Грубый в том смысле, что называет вещи своими именами. Поэтому и любят ее люди, не очень склонные к сентиментальности. Долина — она такая страшненькая девочка. Как Лесничиха. Или как

Я нищая сиротка,
Горбунья и…

Часто ли Булат Окуджава выдавал себя за еврея?

Мы обсуждали как-то с Вероникой Долиной, что определенная еврейская аура в Окуджаве была. Но это, скорее, наши достройки и додумки. Он был все-таки потомком кантонистов, и еврейские корни там могли быть. Но дело далеко не в них. Окуджава производил впечатление именно принадлежащего (это немножко совпадает с нашим отношением к еврейству, но это не совсем так)… Вот у нас в семинаре по янг-эдалту, когда мы обсуждали конспирологический роман, появился такой термин «опасное меньшинство». Без опасного меньшинства – студентов, поляков, евреев, детей (кстати говоря, дети – это, безусловно, янг эдалт, безусловно, конспирология, дети всегда заговорщики, они всегда против нас что-то такое…

Как вы относитесь к творчеству группы «Белая гвардия»?

Я обожаю группу «Белая гвардия». Я вообще (хочется впасть в такие стариковские поучительные интонации, как называет это Шендерович, «включить дембеля») слушал песни Зои Ященко еще в 1984 году, когда вы все еще не знали, как ее зовут. Она училась на моем курсе, и нас был такой творческий вечер, это традиция журфака: первокурсники показывают свои таланты вечерникам, а вечерники, соответственно, им. И вот Зоя Ященко (кстати говоря, одноклассница другой замечательной моей подруги Марии Старожицкой, которая сейчас известный киевский режиссер, а тогда была известный киевский журналист) спела «Новогоднюю недописанную», которая сегодня — одна из самых известных ее песен. Я один раз ее…