Войти на БыковФМ через
Закрыть
Музыка

Что вы думаете о клипе Семёна Слепакова «Нерусский»?

Дмитрий Быков
>250

Ну это не клип, это, насколько я знаю, он спел в программе «В диалоге с Шацем», хорошая песня очень. Ну господи, вот что я всё буду критиковать? И Дудь с Цыгановой – это не по делу, потому что не Цыганова опасна. И замечательная песня «Нерусский», такая пародия на Шамана, это тоже мимо главной проблемы. Ведь главная проблема не в еврействе, главная проблема в дикой патологической злобе этого социума. Который ищет выход. Поэтому желание и намерение сознательное быть хуже всех, первыми с краю, замыкать все ряды. И конечно, когда я смотрю на новые и новые примеры российского антисемитизма, ксенофобии какой угодно, я понимаю, что не в них проблема. Не в этом дело. Самое страшное – что евреи огромному большинств давно по барабану. Равно как и Христос, которого защищает якобы православные от иудеев. Им совершенно на это наплевать. Я боюсь, что главным источником и российской захватнической идеологии, и русского фашизма, и русской цензуры с этим культом запрета, является дикая, неостановимая, давно сформировавшаяся злоба, которая не находит выхода. А причина этой злобы – тут о многом можно говорить, наверное, причина этой злобы, понимаете, тотальное разочарование во всех путях, во всех проектах. Ведь смотрите, как, в чём был феномен гражданской войны? Это именно не война гражданская, ведь стороны очень плохо представляют себе свой идеал, что красные, что белые. Не очень знают, из-за чего они воюют, за интернационал или за большевиков. Или за коммунистов. Они вообще воюют не за, они воюют из-за чудовищного разочарования. Вот поманил их дореволюционный проект, и ничего не изменилось. Больше того, и комиссарики угнетают ещё, может быть, и пуще, чем прежний-то капитал. И вообще ничего не вышло из революции, ну, если не считать одного великого почина. Гениальная самоорганизация массового субботника – так, в принципе, больше никакой самоорганизации массовой не произошло, ни политической, ни моральной. И хочется с ужасом сказать, что всё попробовали, и ничего не помогло. Вот отсюда вытекает дикое озлобление и страшная ненависть друг к другу. Это даже не гражданская война, это такой выплеск долго копившегося омерзения к себе, к себе и окружающим. Поэтому я, кстати, и не склонен идеализировать двадцатые годы, потому что в них были те же проблемы. А ксенофобия – дело действительно 25е, то, к чему прицепляется проще всего.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Если понимать постмодерн как присвоение массовой культурой высоких образцов искусства, то что же остается высокому искусству в мире постмодерна?

Осваивать новые территории. К тому же мне кажется, что никакого постмодерна, строго говоря, нет. И освоение высокой культуры трэшевыми авторами было и будет всегда. Понимаете, сначала, условно говоря, символисты пишут великую прозу, потом появляется Вербицкая и пишет «Ключи счастья». Сначала, условно говоря, Грин пишет свою фантастику, а потом масса таких квазиромантиков тиражируют его образы и выпускают в «мыло» «Алые паруса». Это нормальная вещь.

Так и сегодня, с одной стороны, какие-то авангардистские поиски предпринимают американские литераторы, достаточно серьезные, а это постепенно становится достоянием беллетристов. Это неизбежная вещь. Кстати говоря, в советской,…

Как давно в литературе стала актуальной тема о проживании скучной и несостоятельной жизни? Использовали ли её авторы до Антона Чехова?

Ну конечно была. У Дюмы ещё в конце сороковых годов д'Артаньян восклицает: «Мне восемнадцать, а ничего не сделано для славы!» Раньше подобную фразу говорил Наполеон. Так что идея, что «вот мне уже сто лет»,— это вертеровская идея («Я так молод, а ничего не сделал»). Поэтому самоубийство становится до известной степени протестом против жизни как таковой: лучше покончить с собой, чем длить бессмысленное обывательское существование. Это очень старая романтическая идея. Она есть у Пушкина. Да и собственно говоря, она есть у Шота Руставели в самом начале тысячелетия: «Лучше смерть, но смерть со славой, чем бесславных дней позор». Так что вряд ли вы найдёте…

Возможно ли направить энергию ненависти в плодотворное русло?

Конечно, вообще я рискнул бы сказать, что есть очень мало плодотворных пороков. Скажем, гэмблинг, азартные игры — это не плодотворно, это никак не заражает, хотя вот Аркадий Арканов пытался меня когда-то убедить, что азартные игры необходимы, чтобы раскачать нервы, чтобы их размотать; приводил пример Некрасова, Маяковского, но это другой азарт. Игромания — это абсолютно неплодотворная эмоция. Плодотворность алкоголизма тоже сильно преувеличена. Но вот ненависть, озлобление — это может быть канализировано в плюс, потому что мне кажется, что из всех эмоций человеческих абсолютно неплодотворен только страх, вот он парализует полностью.

Если продолжать толстовскую метафору про…

Каково ваше мнение о творчестве Ирины Богушевской? Прав ли Алексей Кортнев, когда говорит, что она гораздо талантливее его?

Я не думаю, что она талантливее. Наоборот, я думаю, что он на нее очень позитивно повлиял. Кортнев вообще, по-моему, человек исключительно одаренный, и я вот ему сказал, что первый признак его одаренности — то, что в его присутствии люди умнеют, становятся талантливее. В том, что его влияние, сама эманация его личности как-то заставляют в его присутствии как-то подниматься и показывать свой максимум. Он человек не простой, но очень доброжелательный, щедрый и феноменально одаренный. Я очень Кортнева люблю: и песни его, и поведение, и музыку, и все.

Но Богушевская, как мне кажется, когда она была под его влиянием и в его орбите, выпустила «Книгу песен», и это замечательный альбом. Правда,…