Я часто повторяю эту шутку: «Написал бы прошение об отставке», но нет, не написал бы. Я думаю, что первым делом стал бы создавать лицеи — такие сращивания школы и вуза. Такие школы, которые готовят специалистов, в которых преподают вузовские учителя, классные ученые, классные специалисты. В общем, поставил бы на формирование таких центров, таких очагов, зерен педагогики будущего. Безусловно, создал бы институт экстремальной педагогики, который учил бы учил справляться с классными трудностями. Резко пересмотрел был программу в сторону её усложнения, систему интернатов развил бы, типа физико-математических. Наверное, принял бы такие шаги по кампусизации, «новосибирскозации» образования.
Сделал бы профессию учителя чрезвычайно престижной, разработал бы систему вертикальной мобильности, чтобы он не на пенсию выходил бы, а в 35 лет приходил бы в вуз. Чтобы им было куда расти, понимаете? Мотивации какие-то изобрел бы — вот этим стал бы заниматься. Потому что если профессия учителя не будет самой престижной, если учитель не будет первым смотреть фильмы, если не будет учительской делегации на «Кинотавре» и учительского круглого стола по его обсуждению, и учитель не будет авторитетной фигурой в обществе,— то для чего, собственно, нам учитель? Пересказывать параграфы из учебника? Простите, нет, надо, конечно, формировать новое поколение интеллектуальной и педагогической элиты.