Замечательно когда-то сказал Кушнир: «Все люди более или менее развратны, часто аморальны и все стремятся к саморазрушению. Просто, о писателях и музыкантах мы что-то знаем». Почему это стремление в человеческой природе… Понимаете, некоторые ловятся на такую ловушку дьявола, на приманку дьявола. Им кажется, что с помощью зла можно себя каким-то образом поддерживать в творческом состоянии. Дьявол — великий обманщик. И, как правило, он как Шарова в знаменитой сказке «Мальчик Одуванчик и три ключика», ты думаешь, там бриллианты, открываешь — а там жабы или изумруды и жабы, а бриллианты — это капли слез, а рубины — это у него оказывались красные жуки.
Неинтересно, понимаете. Вот мне кажется, что саморазрушение необязательно. Поиски творческой энергетики в падении… Какое-то время падаешь довольно быстро, но потом шмякаешься очень больно. Ну, что касается алкоголя — это просто следствие перенапряжения. Почему американские писатели так часто спиваются? Потому что могут. Потому что в Штатах удачный литературный дебют приводит к тому, что у человека некоторое время есть возможность не зарабатывать. Он пытается писать вторую книгу, вторая книга всегда хуже первой. Он начинает от этого медленно сходить с ума, ненавидеть себя и спиваться. Об этом любой американский писатель — от Карвера до Стейнбека — вам расскажет. Это очень серьезная проблема.
В России писателю легче. Он спиваться не может. Он должен постоянно думать о том, чем ему поддерживать штаны. И, в результате, я, может быть, даже рад той ситуации, что в России на литературу не проживешь. В России надо постоянно думать о разных способах заработка.