Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература
Музыка

Не могли бы вы рассказать о малоизвестном авторе Юзе Алешковском?

Дмитрий Быков
>100

Никакой он не «малоизвестный», это вы впервые сейчас просто услышали о его «Книге последних слов». Это очень известный автор, автор народных текстов. «Окурочек» – самая известная за границей русская песня, ее пел Ив Монтан, причем пел по-русски. Ее пела Дина Верни. «Окурочек»  – это лучший, без преувеличения, текст блатной поэзии. Лучшая песня блатной поэзии. То есть их две – «Ванинский порт»… Я думаю, что это лучшее четверостишие в русской любовной поэзии:

Я знаю: меня ты не ждешь

И писем моих не читаешь,

Встречать ты меня не придешь,

А если придешь – не узнаешь.

Так это дядя Миша Гулько  исполняет, слезы кипят в горле. Ну и, конечно, даже без надрыва, с блатным презрением. Вторая песня – это «Окурочек» Алешковского:

Из колымского белого ада

Шли мы в зону в морозном дыму.

Я заметил окурочек с красной помадой

И рванулся из строя к нему.

«Стой, стреляю!», – воскликнул конвойный,

Злобный пес разодрал мне бушлат.

Дорогие начальнички, будьте спокойны,

Я уже возвращаюсь назад.

Макар это поет, конечно, совершенно божественно. Грандиозное произведение и «Товарищ Сталин, вы большой ученый…». У Алешковского всего 20 песен, но это песни высокого класса. Он вообще очень хороший поэт. Особенно я люблю у него китайские стилизации про фрейлину И.  – это жена его. Я немного знал его, и даже он разрешил мне быть с ним на «ты», что меня безумно радовало. Несколько интервью я с ним сделал. По-человечески у меня были к нему претензии: он осудил «Пусси Райот» (но у него были такие православные взгляды), он был абсолютным апологетом Бродского, чего я тоже не разделял. Но это был настоящий мужчина, очень такой приблатненный, но при этом благородный.

Он прозаик был талантливый, конечно. Я не люблю «Николая Николаевича» просто потому, что это замечательное упражнение в матерной лексике, но «Рука», но рассказы его, но «Кенгуру»… Нет, Алешковский – прекрасный рассказчик, талантливый изобретатель. Да, Юз, Иосиф Алешковский, проживший 92 или 93 года, сохранявший до последних дней изумительную бодрость, за день до смерти преодолевший триста миль в автомобиле… И жил весело, и умер легко, такой почти святой.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Стоит ли строить карьеру из чувства мести, как сотрудник КГБ из книги «Рука» Юза Алешковского?

Да нет, конечно. Месть иногда приносит личное удовольствие — в этом никто не сомневается. Правильно говорил Сталин: «Самое большое наслаждение — это отомстить и выпить бокал хорошего грузинского вина». Не знаю насчет бокала вина, но вообще месть — это одно из серьезных удовольствий. Греховных, конечно, sinful pleasures. Даже, я бы сказал, dark pleasures. Но ничего не поделаешь, это в человеческой природе. Пушкин называл отмщение добродетелью христианской. Здесь, я думаю, она не христианская, а библейская, дохристианская: око за око, зуб за зуб. Ветхозаветная добродетель, такая доблесть варвара.

Я думаю, что в потакании этому sinful pleasure нет ничего особенно хорошего.…

Каково ваше мнение о творчестве великих японцев прошлого века — Куросавы, Кобаяси, Одзу? Есть ли у вас любимые японские авторы?

Ну, Одзу я очень люблю. У меня к Куросаве отношение довольно сложное, понимаете, потому что самые доступные его картины я люблю — ну, такие как «Ворота Расемон», понятное дело. В остальном он… Даже «Семь самураев» мне кажутся несколько все-таки скучноватыми по сравнению с «Великолепной семеркой». Я не настолько знаю Куросаву… «Под стук трамвайных колес» я никогда не мог досмотреть до конца, не отрываясь. Мне кажется все-таки, что это скучная картина — при том, что я очень Куросаву люблю.

Но по-настоящему я люблю, конечно, Одзу. Ну, понимаете, Одзу ведь очень странный на самом деле режиссер. Он в «Токийской повести», которая регулярно совершенно попадает во все лучшие картины и во все…

Почему Набоков, прекрасно понимая, в каком положении находится Пастернак в СССР, продолжал уничижительно отзываться о романе?

Набоков и Вера совершенно ничего не понимали в реальном положении Пастернака. Они додумывались до того, что публикация «Доктора Живаго» за границей — это спецоперация по привлечению в СССР добротной иностранной валюты. Точно так же, как сегодня многие, в том числе Иван Толстой, акцентируют участие ЦРУ — спецоперацию ЦРУ в получении Пастернаком Нобелевской премии. Флейшман там возражает. Я не буду расставлять никаких акцентов в этом споре, но я уверен, что Пастернак получил бы Нобеля из без ЦРУ, прежде всего потому, что Россия в этот момент в центре внимания мира. Но, как мне представляется, сама идея, что «Доктор Живаго» мог быть спецоперацией властей просто продиктована тоской по поводу того,…