Войти на БыковФМ через
Закрыть

Не могли бы рассказать о «синдроме Сикорски», описанном в романах Братьев Стругацких?

Дмитрий Быков
>100

Мне интересно об этом поговорить. Потому что в чем проблема Сикорски? Сикорски, Странник, руководитель КОМКОНА в трилогии Стругацких. Тут надо говорить не о синдроме Сикорски — о синдроме страха перед прогрессом и о тайной полиции, которая, по мнению Стругацких, неизбежно будет убивать. Они-то писали «Жука в муравейнике» об этом. Тут надо говорить о «синдроме Каммерера», который оказался беззащитен перед Странником. Понимаете, Странник, который ему сказал на Саракше: «Думкопф…», и так он живет с этим убеждением. Честнейший, прекраснейший Максим Каммерер по-фаустиански оказался в заложниках у этого «Мефистофеля» Сикорски.

Почему это произошло? Наверное, потому что без КОМКОНА никакой Полдень представить себе нельзя. А там, где есть КОМКОН, то есть борьба с чужими влияниями, поиски внутреннего врага, отслеживание любой непокорности, как ту, что проявил, в частности, Абалкин,— там, где есть КОМКОН, там неизбежно будут не просто убивать — там будут тормозить прогресс. Там будут лишать людей справа свободно выбирать будущее. И почему-то Каммерер перед Сикорски оказывается абсолютно беззащитен. Почему-то он встает на сторону Сикорски, а не на сторону Бромберга. Потому что Бромберг противный? Да нет. Потому что Бромберг более провокатор, чем теоретик? Нет, Бромберг ведь оказался прав. Меморандум Бромберга осуществляется сегодня на наших глазах — вот где гениальность Стругацких. Понимаете? Человечество разделилось на две части, и одна часть не сразу, но навсегда обгонит другую. Вот это сейчас происходит. И этих Сикорски сегодня развелось, этих тормозителей прогресса, больше чем достаточно. Сикорски — страшно убедительный Мефистофель. Масса народу бежит поклоняться ему, потому что кажется, что иначе наш мир будет разрушен.

Эта проблема, между прочим, поставлена очень остро ещё у Уиндема в «Кукушках Мидвича». Этот роман (по-моему, гениальный, как почти все у Уиндема, я Уиндема считаю великим писателем), там поставлена проблема: если нас колонизировать, нас завоевывать пришли люди, бесконечно более эмпатические, бесконечно более содержательные, чем мы,— следует ли нам все-таки их остановить, спасая самостоятельность нашего пути? Учитель (что важно, именно учитель) поджигает все это гнездо марсиан, или кто там они, которые прилетели,— смуглые тоже и золотоглазые, с серебряными глазами и золотыми волосами). Их же подожгли, этих кукушат, и я думаю, что Стругацкие своих эмбрионов рисовали именно с кукушат Мидвича. Уиндема-то они знали хорошо, Аркадий Натанович даже переводил «День триффидов». Так что есть ощущение, что проблема эта не так однозначна, как кажется. А может быть, действительно, если в вашу жизнь вмешивается кто-то более прекрасный, а многим сейчас кажется, что Америка вот так вмешивается в жизнь России, может быть, действительно надо любой ценой сохранять свою индивидуальность? Здесь ответа-то нет, понимаете? И я очень хорошо понимаю нынешних Сикорски. Не могу сказать, что я им сострадаю, потому что они с пистолетом кидаются на будущее, но я их логику могу понять. Разделить не могу, а понять могу.

И я понимаю, почему Каммерер работает в КОМКОНе. Тойво Глумов ведь тоже работал на Каммерера не случайно. И трагедия Тойво Глумова тоже своя, когда он ищет везде Странников, и сам оказывается одним из них. Этого и врагу не пожелаешь. Кстати, здесь же тонкие связи существуют между творчеством Стругацких и творчеством Семенова. Мало того, что диалог Мюллера со Штирлицем практически копирует диалог дона Рэба с Руматой, но, простите, и сами Стругацкие заимствуют коллизию из «Майора Вихря», где один из героев стреляется именно потому, что оказывается евреем. И Трауб, журналист, ему об этом сообщил и был за это гильотинирован. Там в этом-то и ужас, собственно говоря, что фашист, который обнаружил в себе еврейские корни,— это та же коллизия, что и Тойво Глумов, КОМКОНовец, обнаруживший в себе Т-зубец на ментаграмме, оказавшийся люденом, то есть оказавшийся одним из тех, кого он ищет. Вот это коллизия действительно чрезвычайно интересная.

А что касается явного совершенно раздвоения личности, когда мы с одной стороны понимаем Сикорски, а с другой понимаем, что он убийца гнусный,— ну, понимаете, это то, через что Россия проходит сейчас. Она хочет любой ценой сберечь свою самость и таким способом остановить прогресс. Эта коллизия обреченная, конечно. Ну вы ведь понимаете, для каких-нибудь Соловьева, Киселева, для каких-нибудь других военных пропагандистов тоже есть высокое оправдание. Они, может быть, грязными методами, может быть, с помощью лжи (им так кажется), защищают ту же российскую самость, которую в «Кукушках Мидвича» защищали англичане. Не дать инопланетной цивилизации, даже превосходящей по всем параметрам, подменить наше будущее. Вот так они из этого исходят. Так что это не синдром Сикорски, это общечеловеческий, довольно глубинный синдром, относительно которого не может быть единой позиции.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Можете ли вы называть лучший русский фантастический роман, начиная с Серебряного века?

Видите, здесь нужно определиться с терминологией. Собственно фантастика начинается в эпоху НТР, science-fiction, а все остальное было романтикой. И Грин очень обижался, когда «Блистающий мир» называли фантастическим романом. Он говорил, что это символистский роман. Можно ли назвать фантастической прозу Сологуба, в частности, «Творимую легенду»? Хотя в ней, безусловно, присутствуют элементы фэнтези, да даже элементы научной фантастики. Думаю, нет. И первая русская фантастика — это не «Русские ночи» Одоевского, а, если на то пошло, «Красная звезда» Богданова. Наверное, в каком-то смысле первые советские фантастические романы — это «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», хотя тоже…

Как следует понимать зубец Т в ментаграмме у люденов из книг Братьев Стругацких? Можно ли воспитать из себя людена?

Ну, Стругацкие говорят нам совершенно однозначно, что есть генетические болезни, которые никак нельзя имитировать. И помните, Виктор Банев очень боится, что он станет мокрецом, а ему объясняют, что с этим надо родиться. Понимаете, воспитать из себя человека культурного, мыслящего, сколь угодно прогрессивного можно, а человека нового типа — нельзя. Это другое устройство мозга. Поэтому нам надо с вами радоваться, если нас с вами возьмут пожить в будущее, и мы ещё будем всё время думать: «Не забыть бы мне вернуться?» — как тот же Банев в «Гадких лебедях». Но пожить — да, а поучаствовать — нет. Поэтому мне кажется, что людена воспитать нельзя.

А что такое зубец Т в ментаграмме —…

Не могли бы вы рассмотреть проблему посмертной жизни в книге «Роза Мира» Даниила Андреева?

Видите ли, была такая эпидемия повальная всеобщих теорий всего в русской литературе. Мы как раз с Олегом Цыплаковым, замечательным новосибирским документалистом молодым обсуждали. Мы хотим делать картину об академике Козыреве, потому что непонятно, каким образом Козырев создал теорию времени, и именно он был научным руководителем Бориса Стругацкого, и именно он прототип Саула Репнина, потому что все знали, что Козырев был в заключении в Норильске и каким-то образом он там выжил, хотя все знали, что он погибает. Но как-то перелетел на два дня, спасся и вернулся (хотя у Стругацких он гибнет), но, в общем, идеи Козырева это вдохновляют. Прологом «Попытки к бегству» был рассказ 1967 года о тридцать…

Почему в повести «Пикник на обочине»  Братьев Стругацких Зона не позволила Шухарту попросить здоровье для Мартышки?

Понимаете, а что является нормой здоровья для Мартышки с точки зрения Зоны? Ведь Мартышка стала такой, какими стали посетители. Помните, там говорится о том, как эти инопланетяне проникли в наши тела, в тела наших отцов и детей. Призрак отца, который пришел с кладбища, этот страшный, в некотором смысле бессмертный фантом (конечно, намек на советский культ мертвых и их бесконечное воскрешение); Мартышка, которая скрипит по ночам и издает тот же страшный скрип, который доносится из Зоны от вагонеток с песком.

Это очень страшно придумано: она стала молчать, перестала говорить, она всегда была при этом покрыта шерсткой, а глаза были без белка. При этом она всегда была веселая, а папа язык…

В чем смысл романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» Братьев Стругацких?

Борис Натанович объяснял смысл «ОЗ» тем, что надо терпеть неприятные явления, какова Флора. Приятные все умеют терпеть, а человек проверяется терпимостью к неприятному. А вторая линия – это то, что случилось с Христом перед вторым пришествием. Он вернется не прежним. Это замечательная догадка. Есть Иешуа Га-Ноцри, есть Г.А. Носов – новый персонаж, новый учитель. И опять Христос, как у Мирера (близкого друга Стругацких) в «Евангелии Булгакова», разложен на две ипостаси: добрая – Г.А. Носов, силовая – демиург. Это такая попытка построения двойного, двоящегося образа бога. Вещь все равно написанная как реакция на большой лом времен, во многих отношениях переходная. Я думаю, мы ее только будем…

Какова мессианская составляющая в романе «Трудно быть богом» Братьев Стругацких?

Она не мессианская, она фаустианская, это немного другое. Это фаустианский роман, роман о разведчике, который всегда имеет воландовские черты. Это, скорее, анти-мессия. От фаустианского романа там очень много: гибель женщины, мертвый ребенок (потому что она была беременна), тема такой мести этому миру, в который разведчик послан. Достаточно вспомнить, каким Румата покидает Арканар: какой он в этот момент и что там в Арканаре. Помните, видно было, где он шел. Фауст всегда мстит миру, разведчик всегда уничтожает страну, в которую он приехал, как Штирлиц, убегая из поверженного Берлина; как Воланд покидает Москву, разрушая ее (без пожара здесь не обходится: в фильме это пожар, в романе они более…

Возможна ли война между людьми и люденами из книги Братьев Стругацких «Волны гасят ветер»?

Нет, конечно. Правильно совершенно писал Борис Натанович, что цивилизация, оперирующая энергиями порядка звездных, просто не заметит нас. Мы для нее — «пикник на обочине», муравьи. Понимаете? Что такое для муравьев брошенная нами тарелка? Вот так и здесь. Поэтому я думаю, что война между людьми и люденами или война с инопланетной цивилизацией невозможна потому, что мы, слава богу, находимся на разных планах существования. У меня в «Квартале» есть об этом целая глава. Мы им незаметны. Они просто исчезнут, мы их не увидим. Мне кажется, что это великое спасительное приспособление. Для многих людей, которые бы меня уничтожили, я просто незаметен. Они хотели бы меня уничтожить, но они меня не видят.…