Понимаете, какая, опять-таки, сложность — в «Моби Дике» нет образа зла. Море — это смерть или, иными словами, другая реальность. Это Тот Свет. Моби Дик — это Бог. Капитан Ахав ищет Бога так же, как 7 героев «Человека, который был Четвергом» преследуют Воскресенье. Точнее, 6 — 6 сыщиков в поисках Бога.
Капитан Ахав — богоискатель, который пытается Бога поймать и загарпунить. Он столь же зло, сколь любое просвещение. Он столь же зло, сколь любое познание. Если считать Моби Дика истиной (а есть такая трактовка), то для того, чтобы познать истину, ее надо убить. Как у Ахмадулиной: «Но перед тем, как мною ведать, вам следует меня убить». Так и здесь: он хочет уничтожить Моби Дика, чтобы уничтожить то, что его тревожит. То, что его мучает. Но делать из него злого…
Понимаете, Ахав не слишком приятный герой, не слишком привлекательный на своей этой костяной деревяшке — на своем костяном протезе, назовем это так. Но что является альтернативой ему? Измаил, разве что. Нет, у меня есть ощущение, что Ахав не может интерпретироваться в категориях положительных и отрицательных. Он тоже такой Фауст, понимаете, который пытается познать любой ценой. Его влечет жажда познания. Но познать Бога нельзя. Это он с тобой может сделать что угодно, а ты с ним — ничего. Но гибнет он очень достойно.