Не знаю этой фразы, но, по всей видимости, человек – это его представление о себе, вот и все, что она значит. Человек – это его иллюзия. Понимаете, тоже, какая важная парадоксальная штука, за счет которой и существует литература. Когда я на лекции перечисляю триггеры, благодаря которым литература становится интересной, то прежде всего человеку будет интересен он сам. Потому что самое близкое к себе существо он не знает, не видит со стороны. По Вийону, мы знаем все, но только не себя. Мы себя не знаем, поэтому с таким интересом рассматриваем фотографии, слушаем запись своего голоса, который звучит совершенно не так, как внутреннее ухо его слышит. И мы, какими нас видят жены, – тоже сенсация.
Мне жена говорит: «По-моему, ты в глубокой депрессии». «Да бог с тобой, я никогда так хорошо раньше себя не чувствовал», – отвечаю. А она начинает перечислять признаки, по которым действительно можно так подумать. Это же, видите… Именно на этом феномене – человек есть образ его представлений о себе – держится интерес к литературе. Мы можем внушить читателю, что мы о нем что-то знаем, если мы вывалим какое-то количество своих кровавых внутренностей, каких-то сведений о себе, которые стыдны нам, которые постыдны, которые мы боимся разглашать. И тогда он почувствует, поверит и пойдет за нами. Но тогда для этого писать о себе очень откровенно. А это не каждый может. Это требует рефлексии, пластического дара и огромного мужества.