Войти на БыковФМ через
Закрыть
Религия

Что вы можете сказать о Леониде Мацихе?

Дмитрий Быков
>250

Мацих был для меня идеальным богословом. Он известный религиовед. Ну не просто религиовед, а именно богослов. Богослов, он что должен делать? Он должен напоминать о присутствии Господа. «О вы, свидетельствующие о Господе, не умолкайте». Вот Мацих напоминал. Он своим присутствием, своим поведением, своими интонациями,— он подтверждал бытие божие в мире. Я помню, мы с ним проговорили довольно долго, гораздо дольше, чем собирались. Он тогда просидел три часа вместо одного, и никто не возражал.

Просто потому, что, понимаете. Вот я задал ему вопрос: «Есть ли у него живое ощущение присутствия бога, ощущение диалога?» Он сказал: «Если вы имеете в виду старика, то даже не сомневайтесь». Под стариком мы понимаем, как Кушнер сказал, «идеального собеседника, помещенного в предельно отдаленную точку». Такая довольно удобная формула, да. Вот идеальный собеседник — он чувствовал его присутствие, и я в его присутствии ещё острее чувствовал. Хотя, смею думать, что по почерку угадываю автора и так, чувствую. Какое-то богообщение — это же нормальное состояние для человека пишущего. И мне кажется, что Мацих, он очень напоминал о чуде, о чудесах в Библии, которые он так описывал, как будто был их свидетелем.

Он очень хорошо понимал в масонстве, и, мне кажется, сама идея посвящения вызывала у него иронию, насмешку. Он видел в ней высокомерие. Ну и кроме того, Мацих гениально рассказывал. Он мало написал, вот кроме пьесы — «Скачущий на льве». Хорошая пьеса, как мне казалось, все в ней говорят аутентичным языком. Но у меня было ощущение, что он вообще не рожден писать.

Вот, понимаете, Володя Вагнер — наверное, самый очаровательный педагог из всех, кого я знал, старший вожатый «Артека»,— он совершенно не рожден был обобщать свой педагогический опыт. Мастерство было в руках. Я однажды попросил Вагнера написать колонку ко Дню учителя. Выкурил полпачки, три часа пыхтел, бросил, плюнул и ушел. Ну это мы не рождены про это рассказывать, условно говоря, мы рождены это делать. Вот когда я иду в школу, и довольно долго там работаю, в пятницу — мой школьный день. И я опять не понимаю, как я буду это делать. Я буду это делать, но как — не понимаю. И та же история с Мацихом.

Он не рожден был писать богословские труды. Лекции читать — да, это была его стихия, общение было его стихией, влюблять в себя. Но он же влюблял не ради создания культа себя. Он действительно транслировал интонации бога, мне кажется, как он их слышал. И при нем жить становилось легче, и верить легче. И то, что он рано так умер, может быть, и было следствием того, что он так много растратил этого вещества, которое вот его наполняло, которое было его жизнью. Он был удивительно живым человеком и ярким.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Если человек содеет новый мир, Создатель расценивает это как восстание против него или стремление приблизиться к Создателю?

К чему стремится человек, тут неважно. Тут важно, Создатель не отвергает ли его. В фаустианский период русской литературы Создатель смотрит на человека как на талантливого зэка. Потому что идея завета человека с Богом, идея союза человека с Богом — назовем вещи своими именами — была разрушена. Разрушена она была после вознесения Христа — воскресения и вознесения. Он обещал, конечно, второе пришествие, но когда оно будет, мы не знаем. Мы знаем, что завет человека с Богом не состоялся. Человечество отвергло Бога. Ну хорошо, тогда вот вам дьявол, вот вам Мефистофель.

Чем заканчивается союз с дьяволом, мы видели в ХХ веке. Поэтому человечество трудно и медленно возвращается к идее завета с…

Можно ли сказать, что фильм «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе про Иисуса, который пытается избежать предначертанного финала, для того, чтобы жить нормальной человеческой жизнью?

Ну конечно! Об этом и картина, что нас всё время пытаются отвлечь от творческого, или христианского, религиозного подвига разговорами про простую жизнь. «Но ведь можно же просто жить!». Он там, избежав креста, идет среди пейзажей и говорит: «Какая красота! А я-то и не замечал». Действительно, человек, который рожден для подвига, никоим образом не замечает благодати мира, его прекрасности — вкуса вина, вкуса еды…

Он же там умирает семьянином. И в конце он отвергает этот соблазн, представив свою смерть в окружении чад и домочадцев после долгой и прекрасной жизни. Он кричит: «Нет!», он в ужасе отвергает это и умирает на кресте со словами: «Я совершил».