Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

Что вы думаете о фильме «Школьный вальс» Павла Любимова? Согласны ли вы, что сейчас отношения в этом возрасте другие?

Дмитрий Быков
>250

Вот Щеглов, с которым я сделал, на мой взгляд, довольно занятное интервью для «Новой газеты», правда, мы говорили совсем не о сексологии, говорили о еврейском вопросе, но он поделился со мной потрясающе свежей социологией. Секс в сознании молодых на 5-м месте. 1-е место — здоровье и благосостояние семьи. 2-е место — карьера. 3-е — деньги и 4-е — хобби. Кстати, богатство и благосостояние не тождественны, это очень важно. 5-е — секс.

Для нас он был и благосостоянием, и хобби, и способом творческой реализации и даже для некоторых средством делания карьеры. Сейчас что-то случилось странное. Куда-то он делся с поля зрения молодых людей. «Школьный вальс» — это, насколько я помню, фильм Павла Любимова, если мне память не изменяет. Блистательная картина с гениальной совершенно Цыплаковой, в которую было влюблено все мое поколение поголовно. И я влюблен в нее до сих пор. И мне кажется, что эта картина ведь не о самостоятельности женщины и не о слабости мужчин.

То есть задумывалась она, может быть, сценаристами об этом, но там вот это стартовое фото, на котором идут титры и песня, эта хроника извержения вулкана, это же фильм о том, что любовь подростковая, юношеская, детская, с постелью, без постели — она самоценная, она прекрасна. Неважно, как она кончается. Они же любят друг друга до сих пор, просто, у них уже никогда ничего не будет, потому что он глупо там женился на Жене Симоновой. Женя Симонова сделала надо собой титаническое усилие и сыграла некрасивую женщину.

Как ей это удалось один Бог ведает, но как-то удалось. Хотя в жизни более очаровательного существа я не встречал. Она смело могла бы с Цыплаковой поспорить. Но вот она сыграла такую дурнушку и скучную со своей драмой, а все равно это их не развело, потому что любовь, она сквозь все абсолютно препятствия все равно такой извергающийся вулкан. Попробуйте его заткнуть. И когда там главная героиня, вот Цыплакова, склеивает, утюгом проглаживает его фотографию, которая до этого порвалась… Видите, хорошо помню картину. Это тоже лишний раз доказывает, что ничего ты с любовью не сделаешь.

Ну, просто, есть такие женщины, которые во всем видят какие-то мужские ужасности. Но в данном случае герой просто проявил нормальную подростковую безответственность. Когда от тебя беременна одноклассница, очень трудно вести себя на уровне, особенно в те времена. Вот «Вам и не снилось», пожалуйста, да…легко ли.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы думаете, гибнет ли герой в сценарии Валерия Залотухи «Макаров»?

Галина Щербакова когда-то замечательно сказала: «Интересно, когда герой остается жив. Для меня герой «Вам и не снилось…» гибнет. Но потом я поняла: интересно, как они будут жить среди этих людей дальше. Всегда интересно продлить. Как Горький, который все классические сюжеты поворачивает на еще один поворот винта. «Челкаш» кончается три раза, и даже эта концовка не выглядит окончательной. Мне кажется, всегда надо довернуть. И мне интересно, чтобы Макаров остался жив. Конечно, очевидно то, что он не гибнет. Там лучшая сцена — и Хотиненко с архитектурным мышлением решил ее очень точно визуально,— где он показывает пистолету фотографии близких, наводит на эти фотографии пистолет. Для меня это…

Нравится ли вам экранизация Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» романа Патрика Зюскинда? Можно ли сравнить Гренуя с Фаустом из одноименного романа Иоганна Гёте?

Гренуя с Фаустом нельзя сравнить именно потому, что Фауст интеллектуал, а Гренуй интеллекта начисто лишен, он чистый маньяк. Мы как раз обсуждали со студентами проблему, отвечая на вопрос, чем отличается монстр от маньяка. Монстр не виноват, он понимает, отчего он такой, что с ним произошло, как чудовище Франкенштейна. Мозг – такая же его жертва. Маньяк понимает, что он делает. Более того, он способен дать отчет в своих действиях (как правило).

Ну а что касается Гренуя, то это интуитивный гений, стихийный, сам он запаха лишен, но чувствует чужие запахи. Может, это метафора художника, как говорят некоторые. Другие говорят, что это эмпатия, то есть отсутствие эмпатии. По-разному, это…

Что вы думаете о фильме «Профессионал» Жоржа Лотнера? Почему актер Жан-Поль Бельмондо так органично смотрится в роли майора?

Видите ли, какая история. Пафос «Профессионала» в том, что в честном бою профессионала победить нельзя. Ему можно только выстрелить в спину. И те люди, которые вас, профессионалов, нанимают, никогда не побояться вас сдать и в спину выстрелить. Они покровительствуют вам только до поры. Это к вопросу о дьяволе — покровителе художника. То есть до какого-то момента он вам покровительствует, пока вы ему не мешаете. Дальше или Бог должен вмешиваться, или надо, извините, соскакивать с этой иглы.

Что касается Бельмондо, мне он всегда был важен тем, что он человек высококультурный. Всю жизнь играл бандита, а был сыном скульптора, таким действительно очень наслушанным, насмотренным,…

Можно ли сказать, что фильм «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе про Иисуса, который пытается избежать предначертанного финала, для того, чтобы жить нормальной человеческой жизнью?

Ну конечно! Об этом и картина, что нас всё время пытаются отвлечь от творческого, или христианского, религиозного подвига разговорами про простую жизнь. «Но ведь можно же просто жить!». Он там, избежав креста, идет среди пейзажей и говорит: «Какая красота! А я-то и не замечал». Действительно, человек, который рожден для подвига, никоим образом не замечает благодати мира, его прекрасности — вкуса вина, вкуса еды…

Он же там умирает семьянином. И в конце он отвергает этот соблазн, представив свою смерть в окружении чад и домочадцев после долгой и прекрасной жизни. Он кричит: «Нет!», он в ужасе отвергает это и умирает на кресте со словами: «Я совершил».

Согласны ли вы, что роман «Дикие пальмы» Уильяма Фолкнера невозможно экранизировать?

Вот здесь довольно сложная проблема. Дело в том, что не только «Дикие пальмы», которые Фолкнер задумывал именно как кинороман, но и, скажем, «Шум и ярость», экранизированная дважды — это вещи вполне экранизируемые. Но при экранизации теряется фолкнеровский нарратив, фолкнеровская композиция — довольно причудливая, фолкнеровское нелинейное повествование, постепенное раскрытие героев.

Потому что в кино вы не можете постепенно раскрыть героя, если только не прибегая к каким-то специальным приемам типа флешбеков. В кино герой сразу явлен — вот, вы его увидели и дальше можете гадать о его внешности, о его биографии. Но он явлен, что называется. Писатель, когда описывает персонажа,…