Я вообще считаю, что фильм Анатолия Васильева, вот того Васильева, который таганский муж Ии Саввиной, а не того, который театральный режиссер из «Школы». Я очень глубоко уважаю эту картину и Васильева в целом, он выдающийся артист, очень сильный режиссер. Мне кажется, что, хотя фильм этот памятен в основном благодаря песням Окуджавы, он сам по себе выдающееся художественное явление. ещё и потому, что пьеса, сценарий, написанный Алексиным по мотивам его повести «А тем временем где-то», обрел в картине второе дно, замечательную глубину. И во всяком случае, один кусок этого фильма, а именно панораму по тем самым фотографиям на стене, я считаю просто эталонном кинематографическим. То, как подобраны эти фотографии,— это гениальный портрет эпохи. Там помните, Фидель Кастро… Там, кстати, Неелова сыграла одну из лучших ролей, она была когда-то женой этого режиссера, первой, по-моему.
Там, кстати, гениальная музыкальная тема, которую… Я все время пытался узнать у Васильева откуда она попала в картину? В бумагах одного одесского музыканта нашелся набросок этой темы под названием «Вечер». И никто не знает её автора. А тема гениальная! Она такой красоты. Я переписал себе и много раз пересматривал этот упоительный пятиминутный фрагмент, где скользит камера по этим фотографиям. Это, казалось бы, такая пауза в картине, но это лучшее, что в ней есть. И она социально тоже очень точная.
Что касается вот этого злоупотребления фильмами о войне. Ну вообще, мне кажется, что некоторое злоупотребление военной темой при воспитании патриотизма — это вообще опасный советский крен, который, как мы видим, никуда не делся. Потому что патриотизм — это не обязательно война.