Глупость. И Вилли Старк вообще не самый положительный герой. Мне кажется, что здесь совсем другая история.
Мне кажется, что добро эта идея, этот эпиграф, который присутствует у Стругацких в «Пикнике» — «Ты должен сделать добро из зла, потому что больше не из чего» — как раз книга дискредитирует этот эпиграф. Она написана поперек ему. Потому что добро, сделанное из зла — это зло, поставленное, может быть, на службу каким-то позитивным моментам, но в принципе оно по природе остается злом.
И у него ничего не вышло. Нельзя пожертвовать Арчи и прийти к Шару. Шар — великий обманщик, и Зона — великая обманщица, и Советский Союз, изображенный там под видом Хармонта — это место великого обмана. Забытый неудавшийся эксперимент. И будущее, которое сквозит в дыру, как им кажется, называемую Хармонтом — оно плохое, неправильное будущее. Это не будущее, это какие-то адские ветерки. Да, Советский Союз был, наверное, дыркой в будущее, но в такое будущее — в лживое, в страшную его модель. Шар не исполняет желаний, потому что перед Шаром стоит мясорубка. И добро нельзя сделать из зла.
Но Вилли Старк полагает, что мир лежит во зле (такая гностическая готическая идея), а из него можно каким-то чудом сделать добро. Нет, на самом деле мир не лежит во зле. Вот в чем, собственно, вся главная проблема. Вот в чем главное отличие такого нормального взгляда на жизнь. Ну, не нормального — моего взгляда на жизнь, назовем это так.
Я не верю, что мир лежит во зле. Я не верю, что зло может быть преобразовано, преображено. Мне кажется, напротив, добро довольно незамысловато, часто встречается, лежит на поверхности. И совершенно не нужно делать его из чего-то — оно, как самородки, раскидано по поверхности жизни. А вот для того, чтобы делать зло, уже нужны какие-то, если угодно, внутренние резервы, какая-то внутренняя мерзость.