Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Почему Эл и Джейк из романа «11/22/63» Стивена Кинга убеждены в том, что если спасти президента США Джона Кеннеди, мир обязательно станет лучше? Откуда такая уверенность: это мнение Кинга или американского общества?

Дмитрий Быков
>250

Конечно, это мнение американского общества, JFK был бешено популярен, но мнение Кинга глубже. Понимаете, здесь приходится ссылаться на свою лекцию «Евреи в мировой литературе». Понимаете, Холокост нанес роковой удар не только еврейству. Он нанес роковой удар миру, показав масштаб возможного злодейства. Мир получил огромную рану, потому что это можно и потому что большинство терпит, а другие участвуют и участвуют радостно, охотно. Застрелились после Бабьего Яра несколько немцев, но их были единицы. То, что такое возможно, делает мир гораздо более уязвимым. Примерно та же история с убийством Кеннеди. Масштаб этого злодейства — убийство американского президента, молодого, красивого, любимого даже в России (почитайте поэму «Памяти Кеннеди» Германа Плисецкого),— сам масштаб злодейства указывает на чудовищность человеческой участи. Слова в этой поэме — «Все кончено, они его убили»,— вот это и означает, что действительно, да, все кончено.

Кстати говоря, в России выученная беспомощность во многом покупается, объясняется количеством безнаказанных злодейств. И их все больше, и они все наглее. Убийство Кеннеди стало гигантским шоком для американского общества, как и убийство Мартина Лютера Кинга. Такие потрясения для нации даром не проходят, потому что чудовищное злое получает raison d'etre. Как, если и такое можно, то чего же мы хотим, о чем мы говорим?— вот об этом речь. А вовсе не в том, что Кеннеди как-то иначе повел бы историю Америки. Может быть, все было бы хуже. Но масштаб злодейства сам по себе больно обидная вещь, обидная для человека.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Замечаете ли вы сходства у романа «Талисман» Стивена Кинга с серией романов о Гарри Поттере Джоан Роулинг?

Главный герой – 13-летний мальчик, главный антагонист – могущественный злодей Морган, главный предмет – талисман, пересекаются реальный и волшебный миры, Сириус Блэк и Люпин помогают герою, как и герои «Талисмана» в образе львов, и так далее».

Понимаете, вы обратили внимание на пропповские механизмы или на юнговские архетипы. В каждой сказке у героя есть волшебный помощник, в каждой сказке ему противостоит абсолютное зло. В каждой сказке герой, как правило, сиротка, чтобы усугубить его одиночество. Конечно, Роулинг опиралась при написании романа не столько на Кинга, сколько на «Копперфильда», Шарлотту Бронте и на ее героинь. Вообще, она такой синтез всех сестер Бронте: влияние…

Как вы думаете, концовка «Темной башни» Стивена Кинга — это отсылка к притче Ницше о вечном возвращении и к мифу о Сизифе?

Миф о Сизифе, абсурдность человеческого бытия не имеет ничего общего, я уверен, с «Темной башней». Потому что миф о Сизифе доказывает бессмысленность и героизм человеческого существования, а «Темная башня» Кинга доказывает конечность и замкнутость мира, его какую-то странную интуицию о том, что пройдя путь, возвращаешься к началу. Это та же мысль, что и у Стругацких падающие звезды: это люди, которые упали с края мира, но попали в него же. Так мне кажется. Хотя я не исключаю, что Кинг читал Ницше, но, наверное, он его весьма поверхностно усвоил, как вся американская массовая культура. Я помню, как Шекли говорил мне в интервью: «Ницше — хорошее чтение для 14 лет. В 15 его читать уже…