Это не такой простой вопрос, как кажется. «Улитка на склоне» – это упражнение Стругацких в жанре почвенничества, в жанре почвенной прозы. Мужики и деревни, как они там описаны, – это даже не предчувствие, это самое раннее описание того, во что превратилась огромная часть русского социума. И эта речь, путаная и многословная, и эти песни («Эй, сей веселей, слева сей и справа сей») – самое точное описание. Никакому Распутину к этому не приблизиться. Хотя, как мне кажется, какой-то элемент фантастики у позднего Распутина стал появляться. Ну как «позднего»? Зрелого Распутина: например, хозяин острова в «Прощании с Матерой». Какой-то момент эсхатологической, мифологической ломки мировоззрения, авторской ломки вообще для такого буквализма характерен.
Вот вы задумайтесь над каким вопросом: чем ближе натурализм к реальности, тем он в какой-то момент становится поэтичнее, сюрреальнее. Золя называл себя, грешным делом, натуралистом. Хотя более поэтического, более экстатического автора нет. Так вот, самый зубодробительный, самый густопсовый, как любил говорить Лимонов, самый почвенный натурализм ближе всего подходит к метафизике, потому что крайности сходятся. Единственное точное описание русской деревни, которое есть в советской прозе, – это «Улитка на склоне». В этом смысле мы живем в «Улитке на склоне», потому что мы живем в реализовавшейся утопии «крови и почвы». Они все говорили: «Дайте нам! Русским не дают, местным не дают!». Вот вам дали, вот вы показали.