Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература
Кино

Что вы думаете о фильме «Ника» Василисы Кузьминой? Верите ли вы, что Ника Турбина сама писала свои стихи?

Дмитрий Быков
>250

Александр Ратнер в своей книге о Нике Турбиной, которую он, кстати, предлагал довольно подробно рассмотрел ее биографию, жизнь бабушки и жизнь матери. Он доказал, что Ника Турбина не писала никаких стихов.

Если и писала, то потом, в свои более зрелые годы, когда уже была подростком. Но в принципе, ребенком она просто озвучивала стихи матери и бабушки, которые они за нее писали. Я допускаю, что у нее были свои литературные таланты. Но в целом, ее стихи – это как минимум результат коллективного труда. И, конечно, жизнь ее была изуродована не без прямого участия вот этих двух несчастных женщин, чья жизнь тоже была исковеркана. Сама она писала или не сама, были ли у нее собственные тексты, – это сейчас уже не так важно. Важно то, что в атмосфера в этой семье была крайне нездоровая. И воспитание Ники Турбиной происходило таким образом, что велик был ее шанс вырастить ее психически неадекватной.

Она была очень красивой, она была очень обаятельной. Лиза Янковская играет ее очень обаятельной, и, насколько я могу судить, характер ее схвачен довольно точно, судя по тем людям, которые ее вспоминали. Вот из моих друзей Андрей Архангельский (киевский журналист) ее знал. Я его мнению доверяю, а он говорит, что она похожа. В ней была эта вызывающая прямота, было неумение себя вести, конечно. Была уязвленность, но была и честность, и прямота, и невероятное личное обаяние. 

Я думаю, что ее жизнь была просто искорежена. Не было рядом человека, который бы рядом с ней готов был играть роль сиделки. Но я не думаю вообще, что кто-то к этому готов. Наверное, она эксплуатировала людей; наверное, она не умела с ними жить, наверное, ее нужно было очень серьезно психологически реабилитировать. А так, конечно, она прожила серьезную трагическую жизнь и рано погибла. Она не сделала того, что могла бы сделать. Но все, кто с ней соприкоснулись, вспоминают удивительное ощущение чистоты. Притом, что она вела, казалось бы, не самую чистую жизнь: множество связей любовных, алкоголизм. Но чистота была в том, что она была очень последовательной, цельной личностью, очень верной себе. При этом, конечно, несчастной.

Я думаю, что какие-то радикальные способы воздействия могли бы ее спасти Но видите ли, тут еще проблема в том, что без ее собственного волевого усилия это было бы невозможно.

Я вообще не очень верю, что человека можно спасти извне. Дело же в том, что очень много в тогдашней российской реальности (которую, кстати, замечательно описывал Слаповский, потому что это было время тотального эгоизма), подталкивало падающих, что там говорить. Люди с хрупкой и подвижной психикой не очень легко все это переносили.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Можно ли было донести талант Ники Турбиной до взрослых лет?

Я помню, Елизавета Михайловна Пульхритудова, наша преподавательница введения в литвед (кстати, замечательный филолог и критик на журфаке), когда мы спросили ее мнение о творчестве Турбиной, сказала: «Если бы для моего сына писание стихов было сопряжено с таким адом, с ужасом, с истериками и судорогами, я бы, конечно, запретила ему это делать».

Если говорить серьезно, то после замечательной книги Александра Ратнера «Тайны жизни Ники Турбиной»., по-моему, отпали последние сомнения в том, что Ника Турбина была литературным проектом своей мамы и бабушки. Сама она стихов не писала или писала плохо. То есть трагическая попытка двух женщин реализоваться за счет…

Какие триллеры вы посоветуете к прочтению?

Вот если кто умеет писать страшное, так это Маша Галина. Она живет в Одессе сейчас, вместе с мужем своим, прекрасным поэтом Аркадием Штыпелем. И насколько я знаю, прозы она не пишет. Но Маша Галина – один из самых любимых писателей. И вот ее роман «Малая Глуша», который во многом перекликается с «ЖД», и меня радуют эти сходства. Это значит, что я, в общем, не так уж не прав. В «Малой Глуше» есть пугающе страшные куски. Когда там вдоль этого леса, вдоль этого болота жарким, земляничным летним днем идет человек и понимает, что расстояние он прошел, а никуда не пришел. Это хорошо, по-настоящему жутко. И «Хомячки в Эгладоре» – очень страшный роман. Я помню, читал его, и у меня было действительно физическое…

Нравится ли вам экранизация Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» романа Патрика Зюскинда? Можно ли сравнить Гренуя с Фаустом из одноименного романа Иоганна Гёте?

Гренуя с Фаустом нельзя сравнить именно потому, что Фауст интеллектуал, а Гренуй интеллекта начисто лишен, он чистый маньяк. Мы как раз обсуждали со студентами проблему, отвечая на вопрос, чем отличается монстр от маньяка. Монстр не виноват, он понимает, отчего он такой, что с ним произошло, как чудовище Франкенштейна. Мозг – такая же его жертва. Маньяк понимает, что он делает. Более того, он способен дать отчет в своих действиях (как правило).

Ну а что касается Гренуя, то это интуитивный гений, стихийный, сам он запаха лишен, но чувствует чужие запахи. Может, это метафора художника, как говорят некоторые. Другие говорят, что это эмпатия, то есть отсутствие эмпатии. По-разному, это…

Какого американского писателя нельзя миновать при изучении сегодняшней литературы?

Тут довольно спорны мои мнения. Мне кажется, что Хеллера никак нельзя миновать, и позднего Хеллера в том числе, хотя наиболее известен ранний и средний, то есть «Уловка-22» и «Что-то случилось». Но мне кажется, что и «Picture this» и «Closing Time», продолжение «Уловки», и последний автобиографический роман — мне кажется, это безусловно читать надо. Мне кажется, из Дэвида Фостера Уоллеса необязательно читать все, но по крайней мере некоторые эссе и рассказы, этого не минуешь никак. «Corrections» Франзена, мне кажется, тоже нельзя миновать никоим образом. Кстати говоря, «Instructions» Адама Левина тоже хорошо было, очень занятная книга, хотя чрезмерно затянутая, на мой взгляд. Ну и «Тоннеля»…