Алла Боссарт написала стихотворение об израильской армии, в котором слово «шалавы» употреблено в таком, если угодно, одесском, домашнем, уменьшительно-ласкательном что ли значении. И включился тут же хор правоверных, правых израильтян русскоязычных, которые стали собирать подписи за лишение Боссарт гражданства, за то, чтоб не ходить на её вечера, за то, что она оскорбила израильских военнослужащих, женщин. Ну, это такая глупость. Понимаете, не мне защищать Аллу Боссарт, друга моего и жену моего друга Иртеньева. Я думаю, что довольно много вреда могу ей принести своей защитой. Израильские правые меня любят гораздо больше, чем её и поэтому как бы нам не испортить ещё её положение.
Но если говорить откровенно, тут довольно трагическая ситуация. Вот, понимаете, я бываю довольно, так получается, в разнообразных компаниях и застольях, но у меня там печальная роль непьющего, поэтому я объективно наблюдаю ситуацию. Даже сегодня за Минаева я ничего не мог выпить, потому что мне же в эфир. Ну, это слава богу, что есть этот эфир. Не подумайте, что я жалуюсь. И вот я наблюдаю одну поразительную ситуацию — нечего петь. Всегда в застолье наступает момент, когда люди хотят попеть. И не могут, нет хорового репертуара. Есть вещи современные, которые хором не споешь. Ну, не будете же вы петь — «Я забиваю сваю. Я сваю забиваю». Это хорошая, конечно, песенка, но не для коллективного исполнения. И, прямо скажем, очень посредственного качества.
Поют либо «В лесу родилась елочка», либо Государственный Гимн старого образца, советского, новый многие не помнят, уж очень там текст расплывчатый и тавтологичный несколько. И самая большая печаль… Это я говорю, конечно, со всем уважением, не подумайте, я же не могу священный текст оценивать в филологических терминах. Но не помнят его. Есть такое явление. И дети с трудом его запоминают. Потому что легче запоминается содержательный текст, такой мясистый, мускулистый. А что ещё очень печально, поют «Вместе весело шагать» из пионерского детства или «Когда воротимся мы в Портленд», или «Кавалергарды, век недолог». То, что мы, последыши советского строя, ещё помним.
Ну и вот эта тоска по хоровому исполнению, по хоровому действию, она очень сильная. Положительных таких хоровых действий, созидательных — их нет. Поэтому возникает соблазн другого хорового действия — травли: собраться всем и кого-нибудь коллективно заулюлюкать. Это очень распространено. И этого полно в соцсетях. И, кстати, люди, сильно ностальгирующие по СССР, вот за рубежом их очень много, потому что у эмигранта вообще ностальгия — главное состояние. При всей сглаженности эмигрантской коллизии, она жива.
И тоска по хоровому действию колоссальна, поскольку вот выйти на субботник нет возможности, её реализуют в коллективном, таком сплоченном, солидарном затравливании хорошего человека. Хорошего травить приятнее. Это ужасно. Я ничего здесь, к сожалению, не могу предложить, но, опять-таки, кроме поиска позитивных программ. Но я боюсь, что сегодня их нет. Потому что какие уж могут быть позитивные действия при ощущении полной и заведомо беспомощности, когда люди наверху действуют по принципу — «потому что могу». Ну, можете вы, конечно. Но в результате вы же можете получить выжженную землю. А что вы будете на ней делать?