Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Что вы думает о травле Аллы Боссарт за её стихотворение?

Дмитрий Быков
>100

Алла Боссарт написала стихотворение об израильской армии, в котором слово «шалавы» употреблено в таком, если угодно, одесском, домашнем, уменьшительно-ласкательном что ли значении. И включился тут же хор правоверных, правых израильтян русскоязычных, которые стали собирать подписи за лишение Боссарт гражданства, за то, чтоб не ходить на её вечера, за то, что она оскорбила израильских военнослужащих, женщин. Ну, это такая глупость. Понимаете, не мне защищать Аллу Боссарт, друга моего и жену моего друга Иртеньева. Я думаю, что довольно много вреда могу ей принести своей защитой. Израильские правые меня любят гораздо больше, чем её и поэтому как бы нам не испортить ещё её положение.

Но если говорить откровенно, тут довольно трагическая ситуация. Вот, понимаете, я бываю довольно, так получается, в разнообразных компаниях и застольях, но у меня там печальная роль непьющего, поэтому я объективно наблюдаю ситуацию. Даже сегодня за Минаева я ничего не мог выпить, потому что мне же в эфир. Ну, это слава богу, что есть этот эфир. Не подумайте, что я жалуюсь. И вот я наблюдаю одну поразительную ситуацию — нечего петь. Всегда в застолье наступает момент, когда люди хотят попеть. И не могут, нет хорового репертуара. Есть вещи современные, которые хором не споешь. Ну, не будете же вы петь — «Я забиваю сваю. Я сваю забиваю». Это хорошая, конечно, песенка, но не для коллективного исполнения. И, прямо скажем, очень посредственного качества.

Поют либо «В лесу родилась елочка», либо Государственный Гимн старого образца, советского, новый многие не помнят, уж очень там текст расплывчатый и тавтологичный несколько. И самая большая печаль… Это я говорю, конечно, со всем уважением, не подумайте, я же не могу священный текст оценивать в филологических терминах. Но не помнят его. Есть такое явление. И дети с трудом его запоминают. Потому что легче запоминается содержательный текст, такой мясистый, мускулистый. А что ещё очень печально, поют «Вместе весело шагать» из пионерского детства или «Когда воротимся мы в Портленд», или «Кавалергарды, век недолог». То, что мы, последыши советского строя, ещё помним.

Ну и вот эта тоска по хоровому исполнению, по хоровому действию, она очень сильная. Положительных таких хоровых действий, созидательных — их нет. Поэтому возникает соблазн другого хорового действия — травли: собраться всем и кого-нибудь коллективно заулюлюкать. Это очень распространено. И этого полно в соцсетях. И, кстати, люди, сильно ностальгирующие по СССР, вот за рубежом их очень много, потому что у эмигранта вообще ностальгия — главное состояние. При всей сглаженности эмигрантской коллизии, она жива.

И тоска по хоровому действию колоссальна, поскольку вот выйти на субботник нет возможности, её реализуют в коллективном, таком сплоченном, солидарном затравливании хорошего человека. Хорошего травить приятнее. Это ужасно. Я ничего здесь, к сожалению, не могу предложить, но, опять-таки, кроме поиска позитивных программ. Но я боюсь, что сегодня их нет. Потому что какие уж могут быть позитивные действия при ощущении полной и заведомо беспомощности, когда люди наверху действуют по принципу — «потому что могу». Ну, можете вы, конечно. Но в результате вы же можете получить выжженную землю. А что вы будете на ней делать?

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Какие триллеры вы посоветуете к прочтению?

Вот если кто умеет писать страшное, так это Маша Галина. Она живет в Одессе сейчас, вместе с мужем своим, прекрасным поэтом Аркадием Штыпелем. И насколько я знаю, прозы она не пишет. Но Маша Галина – один из самых любимых писателей. И вот ее роман «Малая Глуша», который во многом перекликается с «ЖД», и меня радуют эти сходства. Это значит, что я, в общем, не так уж не прав. В «Малой Глуше» есть пугающе страшные куски. Когда там вдоль этого леса, вдоль этого болота жарким, земляничным летним днем идет человек и понимает, что расстояние он прошел, а никуда не пришел. Это хорошо, по-настоящему жутко. И «Хомячки в Эгладоре» – очень страшный роман. Я помню, читал его, и у меня было действительно физическое…

Нравится ли вам экранизация Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» романа Патрика Зюскинда? Можно ли сравнить Гренуя с Фаустом из одноименного романа Иоганна Гёте?

Гренуя с Фаустом нельзя сравнить именно потому, что Фауст интеллектуал, а Гренуй интеллекта начисто лишен, он чистый маньяк. Мы как раз обсуждали со студентами проблему, отвечая на вопрос, чем отличается монстр от маньяка. Монстр не виноват, он понимает, отчего он такой, что с ним произошло, как чудовище Франкенштейна. Мозг – такая же его жертва. Маньяк понимает, что он делает. Более того, он способен дать отчет в своих действиях (как правило).

Ну а что касается Гренуя, то это интуитивный гений, стихийный, сам он запаха лишен, но чувствует чужие запахи. Может, это метафора художника, как говорят некоторые. Другие говорят, что это эмпатия, то есть отсутствие эмпатии. По-разному, это…

Какого американского писателя нельзя миновать при изучении сегодняшней литературы?

Тут довольно спорны мои мнения. Мне кажется, что Хеллера никак нельзя миновать, и позднего Хеллера в том числе, хотя наиболее известен ранний и средний, то есть «Уловка-22» и «Что-то случилось». Но мне кажется, что и «Picture this» и «Closing Time», продолжение «Уловки», и последний автобиографический роман — мне кажется, это безусловно читать надо. Мне кажется, из Дэвида Фостера Уоллеса необязательно читать все, но по крайней мере некоторые эссе и рассказы, этого не минуешь никак. «Corrections» Франзена, мне кажется, тоже нельзя миновать никоим образом. Кстати говоря, «Instructions» Адама Левина тоже хорошо было, очень занятная книга, хотя чрезмерно затянутая, на мой взгляд. Ну и «Тоннеля»…

Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Можно ли с ребенком говорить на агрессивные темы спокойным языком?

Ребенок живет в мире агрессии: ему приходится защищаться от сверстников, от агрессивного взрослого мира, от давления коллектива. Это не так легко, понимаете… Вообще мне кажется, что жизнь ребенка очень травматична. Ребенку тяжелее, чем нам. Об этом у Кушнера есть гениальные стихи.

Там была мысль — в стихотворении «Контрольные. Мрак за окном фиолетов…», — что взрослый не выдержал бы тех психологических нагрузок, которые выдерживает маленький школьник. «Как маленький школьник, так грозно покинут». И, конечно, ребенку приходится жить в мире куда более тревожном и агрессивном, сказочном. Как говорил Лимонов: «Мир подростка полон красавиц и чудовищ, и мой мир тоже».…

Как вы относитесь к мысли о том, что заветы Молчалина из комедии Грибоедова «Горе от ума» и Дейла Карнеги — одно и то же?

Видите ли, если глубоко постигать дзен, то можно додуматься и до того, что, скажем, мысли Молчалина и мысли Тютчева «Молчи, скрывайся и таи» («Silentium») — это, в сущности, выражение одной и той же жизненной позиции: не афишируя себя, расти в тайне.

Действительно, с дзенской точки зрения молчалинская позиция «Мне завещал отец, во-первых, угождать всем людям без изъятья» неотличима от позиции Карнеги — говорить с человеком о том, что его интересует: рыба любит червей, и даже если ты любишь клубнику, говори с ней о червях.

Мне вообще всегда казалось (у меня даже была об этом ранняя запальчивая статья в «Собеседнике», от которой я совершенно не отрекаюсь), что Дейл…