Наталья Фатеева, его жена, рассказывала мне о его феерическом, покоряющем обаянии, о невероятной силе его духа. И даже то, что он пил по-черному, совершенно не мешало ему как-то держаться в профессии на самом высоком уровне. Он сильный режиссер — я считаю, что не только «Щит и меч», а прежде всего «Битва в пути» — это этапное кино. И во многом он сформировал того Ульянова, который сыграл Бахирева и которого мы знаем,— будничного героя. И Трубников весь в «Председателе» растет оттуда. Мне кажется, что комическая маска Басова — это довольно частое явление у героических фронтовиков (а он очень убедительно и талантливо воевал), которые не нашли себя в мирной жизни. Вот у Алексея Смирнова была та же идея. Помните «Операцию «Ы»» или «В бой идут одни «старики»»? Он всю жизнь комиковал, а ведь он был герой, у него было три солдатских «Славы» — легендарный совершенно случай. И Басов был, по-моему, разведчиком, насколько я помню, на военных фотографиях он красавец.
И вот это шутовство было отчасти горькой реакцией на то, что не находил по себе роли в обычной жизни: он вынужден был все время играть шута, хотя мог бы — если бы до этого дошло — создать какой-то героический образ. Какой Сирано мог бы из него в молодости получиться! Но видите ли, для Басова, с его абсолютно острой гротескной манерой, не было подходящих ролей. И потом, у него было все-таки режиссерское мышление, к актерскому своему опыту он относился как к эксплуатации своей экзотической внешности, не более того. Он себя считал режиссером и был серьезным режиссером, настоящим.