Макс Фрай, она же Светлана Мартынчик ( хотя это литературный псевдоним сначала двух писателей, Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина), совершенно ничем не ужасна. Я думаю, она прекрасна.
Я не берусь оценивать человеческие способности и человеческие качества Макса Фрая, поскольку Макс Фрай и Светлана Мартынчик — это разные существа. А что касается прозы Макса Фрая, то читать ее я не могу. Ну просто не могу совершенно.
Хотя у нее бывают замечательные идеи. Например, «Книга начал» — это очень изящная идея: первые фразы нескольких произведений. Действительно очаровательная стилизация, хотя не всегда смешная. Мне кажется, это можно было бы сделать веселее. Но если я такой умный, я должен был бы это сделать сам. А так я оцениваю это как идею.
А что касается прозы, всех вот этих похождений сэра Макса, я просто не могу это читать. Это что-то бесконечно произвольное, бесконечно однообразное и, по-моему, очень скучное. Есть люди, которым это очень нравится — ну ради Бога, пожалуйста. Я же не претендую ни на какую истину в последней инстанции. Просто для меня нет этого писателя, а меня нет для него. Ну и хорошо. Пусть он себе как-то.
Знаете, вот есть какие-то явления… Не все. Есть явления, которым я, например, интенсивно враждебен, с которыми я борюсь, которых я хочу, чтобы не было. Но здесь бороться не с чем. Поэтому я оцениваю это, исходя из позиции Псоя Короленко:
Я тебя не трогаю,
И ты меня не трогай.
Иди своей дорогою,
А я — своей дорогой.
Это нормально. Другое дело, что когда мне начинают в перл создания возводить, например, произведения Елены Элтанг, которая находится в «отряде» Макса Фрая, грубо говоря, продюсируется им или хвалится им (назовем это так), это меня смущает. Проза Елены Элтанг кажется мне вычурной и лишенной мысли. Но это, опять-таки, мои частные проблемы, на которые я имею право. Мой вкус узок.