Войти на БыковФМ через
Закрыть
Разное

Вы чувствуете, что вы в одной лодке с народом? Я общаюсь с иностранцами именно потому, что у них представителю народа в голову не придет философствовать, а интеллектуал не обязан скрываться и позорно мимикрировать

Дмитрий Быков
>100

Друг мой дорогой! Я совершенно с вами согласен в том смысле, который вкладывал в эту же коллизию Аксенов, об этом «Остров Крым». Народу не следует слишком сильно приближаться к интеллигенции, белогвардейскому Крыму не следует приближаться к России, потому что Россия его сожрет, потому что народ сожрет интеллигенцию. Потому что дело интеллигенции — быть лучшей, отдельной частью народа, быть в авангарде, а не стараться влиться обратно.

Но я говорю о другом. Не надо сливаться. Нет, я говорю о том, что надо вырабатывать формы контакта. В России они вынужденно вырабатываются. Потому что когда в Америке реднек условный из Арканзаса не поймет представителя университетской Америки, им просто не о чем будет говорить,— это ситуация катастрофическая. И в сегодняшней России дикое расслоение было бы ужасно. Но, слава богу, сейчас я начинаю замечать определенную солидарность, ведь понимаете, в чем дело: этот клин они и вбивают. Они все время пытаются рассорить народ с интеллигенцией, натравливая якобы условный Нижний Тагил на условную Москву, условного Холманских на условного Навального. Что ещё страшнее — условных «образованцев» (страшное слово, придуманное Солженицыным) на условных же пролетариев (сегодня все это условные вещи). Это они расшатывают эту коллизию. Я не призываю народ сливаться с интеллигенцией, я призываю их к солидарности. Ну это все равно, как мужчина и женщина очень разные. Я не призываю менять пол и превращаться в третий пол. Но именно благодаря контакту этих полов и продолжается род человеческий.

Понимаете, вы очень молодая ещё женщина, вы очень молодой писатель, и мне нравится то, что вы пишете, хотя я много вам надавал всяких полезных советов и замечаний. Вы замечательно умный и талантливый человек, у вас совершенно классные письма. Но это — проявление молодой бескомпромиссности, которую я помню по себе. Господи, сколько мне было, когда я сам писал обо всем этом. Да я и сравнительно недавно писал:

Для чего уже теперь-то,
В предпоследние века.
Мне косить под экстраверта,
А тебе — под добряка?

И вот это:

Мол, и кровь-то ты, и почва,
И мякина, и металл.
Мол, и я такой же точно.
Только больше прочитал.

Не мучу я больше воду,
Мелкий бисер не мечу.
Гегемону, антиподу
Полюбиться не хочу.

До небес стоит преграда
Между нами, удалец,
И не ты моя лампада,
И не я тебе чернец.

У меня бывают такие настроения, но отказ от слияния, отказ от единства не означает отказ от контакта. И мне кажется, что мы как-то будем играть в их игру, мы будем лить воду на их мельницу, если мы согласимся с их разделением, если мы пойдем у них на поводу. Мне кажется, что без единства, без консенсуса по некоторым знаковым вещам мы ничего не изменим в России. Ведь их принцип — это «разделяй и властвуй». Это и Сталин пытался делать — разделить всех по профессиональному признаку, одни льготы для шахтеров, другие — для писателей, одни — профсоюзу артистов, вторые — у моряков. Понимаете, разделить общество по стратам — это вернейший способ лишить его консенсуса по базовым вещам, а по этим базовым вещами должен быть консенсус.

Понимаете, Лучников в «Острове Крым» — это не любимый мой герой, конечно. Но если бы у Лучникова не было бы комплекса вины определенного перед народом за эту интеллигенцию, то я думаю, что он бы не был достоин уважения. Мне кажется, что никто не заставляет вас любить или сливаться, но ощущение общности и родства с большой Россией у условного Крыма, у интеллигенции быть должно.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему многие писатели Серебряного века одержимы идеей познания народа через сектантство? Можно ли считать роман «Серебряный голубь» Белого признанием ошибочности таких идей?

Нет, «Серебряный голубь», который я лично считаю вершиной Белого-прозаика или, по крайней мере, последним текстом, где он еще контролирует своих демонов,— так вот, он об ошибочности совсем других идей. Проблема героя там в том, что он хочет сблизиться с народом, а народ хочет его сожрать. И любовь его к прекрасной, страшной, рыжей, грязной, синеглазой жене главного сектанта, столяра,— это любовь скорее умозрительная, теоретическая. Не то чтобы она его чем-то пленила, он просто видит воплощение в ней неких сил. Вообще Дарьяльский — в известном смысле, конечно, автопортрет. Весьма неслучайна его фамилия, связывающая его с Дарьяльским ущельем. Он действительно такое скорее ущелье, бездна,…

Чем интересен сборник «На полпути к луне» Василия Аксенова?

Тем, что новеллистика Аксенова — это вообще самое лирическое, самое прямое выражение его душе; лучшее, что он написал. Я, конечно, «Ожог» и «Остров Крым» ставлю выше всех его романов, очень высоко ставлю «Кесарево свечение», как такой экспериментальный метароман, такой великолепный; очень люблю «Редкие земли» — больше, чем первые две части трилогии детские. Я позднего Аксенова вообще люблю, и, конечно, «Негатив положительного героя» — гениальный сборник. Потрясающее стихотворение в прозе «Досье моей матери» — как он читал, вот это «И подыхаю со скуки…». Ох, какой страшный текст и как здорово написан. Но ранние его рассказы люблю чрезвычайно, и они добрые. Там Аксенов не пережил еще…