Да, безусловно! Если же отвечать серьезно, то какие-то вещи я чувствую, но всегда — вектор. Я понимаю направление, а не конкретные сроки их, так сказать, осуществления. Но я не думаю, что это свойство писателя обязательное, это свойство чуткого человека, чуткого к деталям, который иногда при этом по совпадению является еще и писателем. Но это далеко не всегда так. Я знаю множество чутчайших, тончайших людей, наделенных невероятным пониманием других, пониманием вот… Знаете, наверное, из всех людей, которых я вот так знаю, ну, просто чтобы не называть своих… а можно и назвать, наверное. Ну вот для меня Женька, дочь моя старшая, это абсолютное чудо, Лукьяновская дочь от первого брака, которая как-то выросла при мне. И мы с ней до сих пор остаемся довольно частыми и, думаю, довольно откровенными собеседниками. Я с ней, наверное, откровеннее чем с кем бы то ни было, кроме уж совсем вот постоянных родных, потому что… (ну там: жены, матери, сына) Просто потому, что Женька, она же еще психоаналитик по образованию — клинический психолог. И когда у меня какие-то проблемы там, ну,— тревога, я не знаю, я обращаюсь к ней. И вот Женька — она — не пишет совсем. Т.е. у нее просто литературный дар отсутствует напрочь. Но степень внимания к людям, понимание людей, степень чуткости к деталям, какой-то догадливости — она у нее патологическая. Вот это случай того, когда у человека это уходит в другую сферу. Не обязательно понимать там людей для того, чтобы писать. Людей можно понимать просто для того, чтобы понимать людей. Или для того, чтобы, там я не знаю,— лечить людей. Как она работала же со многими детьми, и дети эти на глазах исцелялись. Т.е. действительно я просто поясняю это на близком мне примере, а не для того, чтобы рекламировать своих,— она частной практикой сейчас не занимается, но кроме как когда я прошу. Но я к тому, что понимание людей — это такой же художественный дар, как и писательство. И совершенно не нужно его направлять на это. Т.е. да, писатель как правило более чуток к деталям. Ну как Денис Драгунский, например, который безупречно понимает тенденции момента. Но при этом, вот, как говорил Набоков: «Бог и бессмертие это не только не две взаимопредполагающиеся вещи, а две тайны, которые едва пересекаются». Может быть и так.
Обладает ли настоящий писатель даром ясновидения, и чувствуете ли вы его в себе?
Дмитрий Быков
>100
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев