Да нет, это одно и то же. Только, понимаете, христианская мораль — вот это, кстати, в книге Латыниной показано очень точно — с точки зрения современников она совершенно аморальна, она оскорбительна. И очень многое в христианской морали кажется пародийным, эпатирующим, жестоким. Очень многое в Евангелии от Матфея, например, жестоких слов: «Имеющему дастся, а у малоимущего последнее отнимется»,— то, что цитирует Наташа Ростова. Или: «Нищих всегда при себе имеете, а меня не всегда». Или: «Господи, как нам привести тебе осла?» — «Скажите, что этот осел надобен Господу». Это такая мораль новая, и она, довольно, странно соотносится с каноном.
Вот мой любимый христианский апокриф — Господь увидел пашущего в день субботний, Христос, и говорит пахарю: «Горе тебе, если ты нарушаешь по незнанию, но благо, если ты ведаешь, что творишь». Гениальная формула! Ведь… по-моему, этот апокриф абсолютно аутентичен. Если ты нарушаешь по небрежению, если тебе просто все равно, когда пахать, то горе тебе. Но если ты сознательно нарушаешь запрет — это уже христианство. Это в общем очень глубокая и свежая мысль. И неважно, мне там Латынина доказывает, что то, что мы называем христианством,— это результат последних десяти веков и последующих вмешательств, и позднейшей редактуры, и всего. А мне неважно. Мне важно, что это учение так сформировалось, и то, как оно сформировалось, как оно выглядит сейчас, оно моей душе необходимо. Вот. А насколько оно исторически достоверно — это пусть разбираются другие. Конечно, модернисты, они ненавидят, и презирают, и разрушают только навязанную мораль, уже бывшую мораль. А мораль, так сказать, новую они соблюдают весьма.