Это курсы для тех, кто пытается научиться жить с этим знанием. Главная задача для писателя – не обрести навык. Главная задача – научиться жить с этим навыком. Я пытаюсь научить человека писать романы, если он до этого писал только малую прозу. Я пытаюсь научить человека жить с его литературным талантом, с ощущением творческого кризиса, с ощущением, что он ничего больше не может произвести. Я пытаюсь его мотивировать, пытаюсь раскрыть основные закономерности писания большой прозы. С каким чувством надо садиться за роман. Вот у вас есть идея. Что нужно сделать, чтобы превратить ее в роман?
Это курсы для писателей, продвинутые курсы. Они не для любого школьника, который мечтает о писательской судьбе. Научить писать романы действительно нельзя. Человек рождается с этим чувством, с романным симфоническим. А еще меньше того можно научить человека писать рассказы, потому что рассказ требует слишком многого. Рассказ требует огромного чувства меры, вкуса, такта, и так далее. Я, кстати, далеко не уверен, что я умею писать рассказы. Вот романы – да, в романе есть ретардация, отступления, куски, соединительные ткани. В романе есть всегда моменты – как и во всякой жизни, – когда жизнь берет паузу. Момент подготовки сенсации главной.
Роман – это большое пространство, на котором можно и покуражиться, можно и посмеяться, и отдохнуть. Это огромное поле возможностей для человека. А вот в рассказе каждый знак препинания должен бить в цель, каждая точка.