Он не изгой, там другая история. Для меня в свое время этот фильм был откровением. Я считал вообще «Макарова» и «Мусульманина» двумя лучшими сценариями Залотухи Валеры. Помнится, прочитавши «Свечку», его роман, я ему позвонил и говорю: «Валера, ты представляешь, какая обида? Ведь теперь, после того как «Свечка» заслонила все тобой написанное, никто не будет помнить «Мусульманина», никто не будет помнить даже «Великий поход за освобождение Индии». Тебя будут помнить как автора великого двухтомного романа, а маленькая киноповесть совершенно забудется на фоне этой громадины. А я так люблю «Мусульманина»!» И он, я помню, очень смеялся с такой перспективы. Но так оно и оказалось: все помнят «Свечку», действительно великий роман, а «Мусульманина» ну кто сейчас помнит? А это очень важная картина.
Она не об изгое. Она о том, что есть вот такая русская аморфность, а есть среди нее кристалл, и этот кристалл пожрется, он не уцелеет, потому что вот эта каша съест, переварит все. Быть твердым, ригидным, негибким в этой ситуации нельзя. В России быть последовательным фанатиком — значит наверняка провалиться и заржаветь. Вот он кристаллик, которого буквально растворяет эта масса. Я бы это сравнил с гениальным, хотя немножечко слишком лобовым кадром из «Александра Невского», где структурированную немецкую «свинью» вот растворяет, поглощает эта русская «каша». Это самый точный ответ на всех, кто к нам со структурой придет: «Кто со структурой придет — тот в бесструктурности и погибнет». Понимаете, ризома — такая вещь. ещё у Буслова был же гениальный кадр, когда этот Бумер, брошенный в лесу, остается там один мигать, и очень скоро он будет поглощен, растворен этим лесом. И та же история будет, к сожалению, и с кристаллом, и с героем Евгения Миронова.