Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

Александр Шаров

Дмитрий Быков
>250

Поговорим об Александре Шарове. Александр Израилевич Шаров открывался мне как сказочник. И большинство читателей знало его именно по сказкам: «Мальчик Одуванчик и  три ключика», «Звездный пастух и Ниночка», «Человек-горошина и Простак». Сказочные повести. Они были труднодоставаемы, выходили недостаточно большими тиражами.  Но обычно тайное общество любителей Шарова узнавало друг друга по сказке «Приключения Еженьки и других нарисованных человечков»; про то, как зимней ночью художник…Там есть два художника, злой и добрый. Это замечательная догадка, что миром управляют два демиурга (злой и добрый): как только добрый нарисует что-нибудь хорошее, тут же злой черной краской рисует что-нибудь ужасное.

В общем, однажды добрый художник ходит зимней ночью по лесу и вдруг слышит жалобный писк: «Простите, пожалуйста, я замерзаю!». Существо, доведенное до последней степени унижения: замерзая, оно говорит: «Простите, пожалуйста». И он видит, что это ежик маленький, который не заснул. Художник берет его обогреть и кладет за пазуху. А ежик очень больно его уколол. И у него от этого проснулись какие-то небывалые способности. И, короче, ежик за пазухой у него превратился в цветные карандаши. Но эти карандаши обладают волшебным свойством: что нарисуешь, то и оживает. Злой художник отнял у него черные карандаши, а добрый, значит, стал добрыми красками рисовать девочку Еженьку. Он назвал ее Еженькой, такая Дюймовочка. Он нарисовал для нее кораблик, домик, а злой нарисовал бурю. В общем, нечего рассказывать, это знаменитая сказка; лучшая сказка для того, чтобы научить ребенка рисовать.

В общем, этот ежик, который встретился художнику в лесу, – это то, что Шаров умел делать, как никто другой. Шаров невероятно сентиментален, невероятно трогателен. Сказки Шарова нельзя читать без слез. Но он понимает: если из ребенка не выдавить эту слезу, с ребенком что-то очень важное не произойдет. Ребенка надо научить жалеть – бедных, несчастных, одиноких, добрых, трогательных. Если ребенок не научится жалеть, он жизнь свою проживет как Путин. Это будет чудовищно.

Сказки Шарова внушают невероятную эмпатию, невероятную доброту. Я, наверное, прочту вам просто. Мы этим закончил. Я сейчас немножко расскажу о его взрослой литературе.

Естественно, как и всякий советский писатель, Шаров вынужден был довольно долгое время притворяться социалистическим реалистом. Первый его рассказ, в котором можно угадать гения… Он же начинал как журналист, известенец, летал на льдины… Но первый рассказ, в котором можно угадать гения, это послевоенный «Легостаев принимает командование». История там очень интересная. Расформировали полк после войны. А у убитого командира полка оставался маленький сын. И вот этому маленькому сыну бывший финансист полка – человек, в общем, не самой творческой профессии – начинает писать письма. А мальчик этот, который растет в чужой семье (он остался сиротой, воспитывается у тетки, мать его умерла еще во время войны – она надорвалась в тылу, отец погиб на войне), единственным его другом и светом в окошке становится майор Легостаев.

Майор Легостаев демобилизовался, ведет штатскую жизнь. Написать мальчику, что полк расформирован, он не может, потому что полк живет в воображении мальчика. Мальчик уверен, что после смерти его отца все служат. И Легостаев начинает писать ему хронику полка. Он пишет о награждениях такого-то солдата, который отличился на стрельбах; об упреках в адрес такого-то солдата, который не собран и на стрельбах плохо отстрелялся. Он пишет ему о повышениях такого-то майора, об отставке такого-то майора. Иными словами, продолжается виртуальная жизнь этого полка. И когда мальчик вырастает (12 лет ему), он пишет майору Легостаеву, уже глубоко гражданскому человеку: «Я к вам выезжаю, потому что я хочу служить в вашем полку».

И вот финальная сцена рассказа: гражданский человек Легостаев встречает поезд, и он не знает, как мальчик к этому отнесется – возненавидит его или простит. И вот он стоит и ждет: одинокий демиург, который создал этот мир, а  теперь должен отвечать за то, что этот мир не существует. Это потрясающий по силе рассказ и необычайно трогательный. Вот тогда я обратил внимание на Шарова-прозаика.

Кроме того, у него была гениальная повесть в сборнике «Дети и взрослые» – «Хмелев и Лида». Повесть, которая абсолютно не укладывается в советский канон. Смотрите, там комсомолка-санитарка Лида ухаживает за раненным в позвоночник майором Хмелевым, у которого нижняя половина тела неподвижна. Он лежит. Но у него руки рабочие очень хорошие, он там мастерит что-то все время, вообще он умный и трогательный человек. И Лида, загораясь историями героических медсестер, говорит, что возьмет Хмелева домой, выйдет за него замуж и будет всю жизнь ухаживать. А он ее не любит, но соглашается. Ему сорок, ей двадцать. И вот эта история того, как постепенно они начинают ненавидеть друг друга: два человека, которые в жизни вынуждены разыгрывать газетный сюжет, одинаково от них далекий и им неприятный. И душу отводит этот Хмелев только с мальчиком Алешей, которому он делает какие-то игрушки-безделушки деревянные. Собственно, знаменитая сказка Шарова «Володя и дядя Алеша» выросла из этого сюжета.

Это очень грустная история. И финал ее потрясающий: давно умер Хмелев, давно переехала Лида. Автор приходит на окраину города, где они жили когда-то, и видит новых людей, у которых нет даже тех идеалов, которыми жили Лида и Хмелев. Он обводит взглядом эти скучные блочные дома и говорит: «Многое изменилось за эти годы». Совсем уж безысходный финал этой грустной повести на меня в свое время подействовал колоссально.

Я помню, что открыл эту вещь даже Володе Шарову, который ее не читал. Понимаете, крошечным 10-тысячным тиражом вышел этот сборник «Дети и взрослые», я его прочитал в какой-то пансионатской библиотеке (я все читал у Шарова, что мог найти), и глубоко в меня запала эта история, глубоким сердечным шрамом она во мне стала.

Ну а что касается романов, то у него был роман о биологах «Я с этой улицы». Это роман о борьбе с лысенковщиной, довольно неплохой. Но настоящий Шаров – это, конечно, «Смерть и воскрешение А.М. Бутова». Это история человека, который решил спастись от ареста и всю жизнь прятался, по разным щелястым уголкам России. Чувство бесприютности пронизывает всю эту вещь. И как ни странно – вот здесь Шаров абсолютно прав, – советский человек обретает себя только в смерти, только смерть дает ему понять, что он жил, что он был.

И вот на кладбище, где он впервые становится равен себе, на новом кладбище Бутов полноценно воскресает для новой жизни, он как бы собирает себя в одно целое. Дописал Шаров этот роман, отдал его машинистке с сыном и умер. И двадцать лет эту книгу никто не мог напечатать. Потом ее напечатали, и в тот же день весь тираж был распродан.

Я думаю, что как сказочник Шаров учился у Платонова, с которым он дружил, с которым он выпивал, которого он ценил весьма. У Шарова есть еще гениальные мемуарные книги – «Окоем» и «Повесть о десяти ошибках». Это воспоминания о МОПШКе, школе-коммуне, из которой он вышел; и воспоминания о военных годах. Есть гениальная военная повесть «Жизнь Василия Курки», поразительна глава о кольце с цианидом, которое раздают в гетто. Но в сравнении с последней сказочной повестью все это как  бы подготовительный этап.

А вот сказка «Мальчик Одуванчик и три ключика», которая написана, конечно, под огромным влиянием Платонова, и прежде всего «Разноцветной бабочки», которую тоже нельзя без слез читать.

«Жил на свете мальчик, и у него была бабушка — старая добрая черепаха (уже гениально!). Жили на опушке леса. А звали мальчика Мальчик Одуванчик, потому что у него была круглая, очень пушистая голова.

Раз Мальчик Одуванчик проснулся среди ночи; ему показалось, будто кто-то зовёт его красивым звонким голосом:

— За мною! Скорее!

Мальчик собрался выбежать из дому — хотя было совсем темно и страшно, — но Бабушка Черепаха остановила его:

— Будь терпеливым! Это Южный ветер летит в Южную страну. Ты маленький, тебе рано в дальнюю дорогу. Спи спокойно.

Мальчик послушался и снова уснул».

Дальше его зовут разные ветра, пока не приходит для него время выйти из дома и начать открывать удивительные чудеса. Есть одна ночь весенняя, когда дети выходят из дому и уходят в путь. И вот Мальчик Одуванчик получил три ключика – зеленый, красный и белый. Этими ключиками он мог открыть сердце девочки, мог открыть тюрьму и выпустить невинных, мог прекратить войну. А он открыл ими три сундука с тремя драгоценными камнями, и драгоценные камни превратились в капли воды. Мораль очень простая, но написано это божественно.

Вот он идет домой, старый Мальчик Одуванчик.

«— Твой-то возвращается. Выйди встречать — сам он не найдёт дороги.

Она была уже очень стара, Бабушка Черепаха.

Панцирь стал совсем серым, весь покрылся трещинами-морщинами и не отражал ни солнца, ни звёзд, ни светляков.

От старости она почти ослепла.

— Он возвращается с принцессой и маленькими принцами? — спросила Бабушка Черепаха.

— Ах, нет, — прокрякала Утка, которой очень бы хотелось на этот раз сказать неправду, но что поделаешь, если она не умела лгать. — Принцессы с ним нет, и принцев тоже нет.

— Всё равно я счастлива, что он возвращается.

«Значит, что-то в нём есть или было; если утёнка или мальчика так любят, в нём обязательно должно быть хоть немного чудесного», — поднимаясь вверх и устало махая в чёрном воздухе старыми крыльями, подумала Мудрая Утка.

Бабушка Черепаха вышла из своего дома, который изрядно покосился и по окошко врос в землю, и побрела по полю, туда, где горели огни гномов и откуда доносилась их песня.

Она была слаба и стара и, сделав шаг, не знала, сумеет ли сделать второй».

Ну его к черту, сами прочитаете. Еще мне не хватало над Шаровым рыдать в эфире. Прочтите, только мультик не смотрите, потому что мультик хуже сказки. Но тот, кто эту сказку прочтет лет в шесть (как я), тот имеет все шансы вырасти приличным человеком и будет принимать верные решения. Ладно, всем спасибо. Услышимся через неделю. Готовьтесь к Новому году, всем пока.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Какую литературу бы вы посоветовали будущим учителям? Есть ли литература, которая повлияла на ваш профессиональный выбор?

На мой профессиональный выбор вообще не повлияла никакая литература. На меня литература влияла очень мало, я человек не гипнабельный. Веллер на меня повлиял «Майором Звягиным» очень сильно, это было чисто прагматическое влияние, он меня зарядил на некоторые действия. Ой, господи, так вспомнишь… Какой наивняк, какая тоска… Что касается попытки увидеть в литературе учебник жизни — она аптечка, конечно, она помогает, но на выбор профессии она не очень влияет.

Что полезно читать учителю? Учителю полезно читать прозу Фриды Вигдоровой, безусловно. Потому что она сама педагог, и она сама замечательно описывает психологию учителя. Учителю необходимо читать сценарии и пьесы Георгия…

Почему несмотря на разные идеи, произведение «Смерть и воскрешение А.М. Бутова» Шарова ассоциируется у меня с рассказом Достоевского «Бобок»? С какими текстами они еще перекликаются?

Ну вот вам «Сказка» Сокурова. Дело в том, что состояние «вскоре после смерти» (назовем его так, не просто author death, а soon author death), является темой очень многих художественных текстов и фильмов. Потому что у покойника есть еще какая-то память, он еще – в 9 и в 40 дней – имеет еще какие-то возможности снестись с живыми и что-то им передать, что-то от них узнать, прежде чем перейдет в другие сферы. Вообще мне кажется, что эти 40 последних дней блуждания (например, как посмертные мытарства в рассказе Пелевина «Вести из Непала») могли бы стать хорошей идеей для художественного текста. И в конце это абсолютное прощание, это полное втягивание куда-то.

Дело в том, что «Бобок» Достоевского – это…

Каково ваше отношение к учителю Янушу Корчаку? Актуальна ли его концепция любви к ребёнку сегодня — в жестокий век?

Видите ли, Корчак гораздо шире своей книги «Как любить ребёнка». Ну, прежде всего Корчак — гениальный писатель. Одной из самых сильных книг моего детства, которые меня потрясли по-настоящему… То есть я помню свои ощущения от того, что книга недостоверно хороша, что книга не может быть так хороша. А что мы называем точным? Точное совпадение с нашими мыслями, с какими-то потайными чувствами. Очень многие, кстати, признавались, что книга Корчака «Король Матиуш Первый» (и её продолжение) подействовала на них, как их тайный подслушанный дневник, как их собственные мысли. Я очень любил эту книгу. До сих пор помню эту большую красную квадратную мину.

Что касается «Как любить ребёнка».…

Почему «Человек-горошина и простак» Александра Шарова малоизвестное произведение?

Оно очень известно. Но дело в том, что людены же выходят на высший уровень, они друг друга видят, а остальные их не видят. Это не высший уровень, а особый склад (назовём это так, чтобы не выглядеть высокомерно). Те, кто выросли на книгах Александра Шарова, прекрасно друг другу известны. Это глубочайший писатель, поразительный! Его сын Володя тоже замечательный писатель, друг мой большой. Привет тебе большой, Владимир Александрович!

Я считаю, что Александр Шаров был настоящим гением. Прочтите его роман «Происшествие на Новом кладбище» (это самая сильная книга, которую я за последнее время читал, одна из самых сильных), его сказки: «Приключения Ёженьки и других нарисованных человечков»…

Какие триллеры вы посоветуете к прочтению?

Вот если кто умеет писать страшное, так это Маша Галина. Она живет в Одессе сейчас, вместе с мужем своим, прекрасным поэтом Аркадием Штыпелем. И насколько я знаю, прозы она не пишет. Но Маша Галина – один из самых любимых писателей. И вот ее роман «Малая Глуша», который во многом перекликается с «ЖД», и меня радуют эти сходства. Это значит, что я, в общем, не так уж не прав. В «Малой Глуше» есть пугающе страшные куски. Когда там вдоль этого леса, вдоль этого болота жарким, земляничным летним днем идет человек и понимает, что расстояние он прошел, а никуда не пришел. Это хорошо, по-настоящему жутко. И «Хомячки в Эгладоре» – очень страшный роман. Я помню, читал его, и у меня было действительно физическое…

Нравится ли вам экранизация Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» романа Патрика Зюскинда? Можно ли сравнить Гренуя с Фаустом из одноименного романа Иоганна Гёте?

Гренуя с Фаустом нельзя сравнить именно потому, что Фауст интеллектуал, а Гренуй интеллекта начисто лишен, он чистый маньяк. Мы как раз обсуждали со студентами проблему, отвечая на вопрос, чем отличается монстр от маньяка. Монстр не виноват, он понимает, отчего он такой, что с ним произошло, как чудовище Франкенштейна. Мозг – такая же его жертва. Маньяк понимает, что он делает. Более того, он способен дать отчет в своих действиях (как правило).

Ну а что касается Гренуя, то это интуитивный гений, стихийный, сам он запаха лишен, но чувствует чужие запахи. Может, это метафора художника, как говорят некоторые. Другие говорят, что это эмпатия, то есть отсутствие эмпатии. По-разному, это…