Вообще очень много вопросов о Лунгине, потому что он «Братством» очень сильно взбутетенил общественное мнение. Знаете, я на этой картине понял, про что он всю жизнь снимает. Он снимает про черный юмор и великолепные нравственные качества, которые просыпаются у народа в экстремальных ситуациях. Будь то ситуация «Свадьбы», ситуация «Бедных родственников», ситуация «Луна-парка», много чего. Мне «Братство» понравилось. Понравилась там, на мой взгляд, потрясающая работа Пирогова, хотя мне не нравится вообще жанр сентиментального гэбэшника, но вот Лунгин клянется, что это реальный персонаж, Ковалев. Мне понравилась эта картина по интонации своей, по интонации такой горькой бесшабашности обреченной. И я вспомнил ощущения тех времен, этого возвращения из армии в другую страну. Я служил хотя и в том же Питере (как раз я сейчас прошелся по всем родным местам) 1987-1989, я вспомнил это возвращение в другую страну, это чувство некоей перерубленности. Нет, «Братство» — хорошая картина, и я рад, что она вышла. А почему «незавидная судьба»? По-моему, завидная судьба: картине сделали скандальную славу. Когда я её смотрел, зал был довольно-таки полон, надо вам сказать. А это был «Пионер», это был ночной сеанс. И сидели ребята довольно плотно. Если бы ему не сделали это скандальное обсуждение, в котором, кстати, Лунгин повел себя очень дерзко, я думаю, что слава фильма была бы гораздо меньше. Мне, кстати, понравилось — грех сказать, сейчас все скажут, что подхалимаж, нет подхалимажа — поведение Мединского, который сказал, что это мы решаем, кощунественная картина или нет. «Мы не видим оснований забирать прокатное удостоверение». Картина вышла, пусть не девятого, а десятого мая. Я считаю, что у фильма как раз довольно завидная судьба. Вообще, истина должна поднимать вокруг себя бурю, чтобы разбросать свои семена. Фильм же, понимаете, ставит очень важный вопрос, вот это мне в картине кажется важным: почему, зачем нужна была эта война. А чтобы дух поднять. Отчасти — рейтинг, отчасти — дух — и не вышло. Потому что уже был недостаточен этот дух, чтобы победить.
Это вечный выход из ситуации, когда дряхлая, дряхлеющая империя пытается свежей кровью себя оживить, и не выходит. И вот эти камни оказались сильнее. Это я отсылаю вас к этому интервью, которое вы во вторник прочтете. Жутко актуальная эта картина при таком прочтении. Это лишний раз доказывает, что у системы работает не головной мозг, а спинной. Она почувствовала, что этот фильм своими констатациями ей опасен.