Войти на БыковФМ через
Закрыть
Разное

Какое значение имеют в творчестве Ганс Христиана Андерсена холод и снег?

Дмитрий Быков
>50

У Андерсена как раз замечательная вариация на тему «Снежной Королевы» — это «Ледяная дева», менее известная, но, по-моему, более точная.

Понимаете, я могу вам сказать, Олег. Я вас, кстати, звал на Новый год и подтверждаю приглашение. Стишки почитаем. Вот смотрите, я терпеть не могу читать какие-то свои вещи в этой программе, но что делать, если я на эту тему думаю.

Пришла зима,
Как будто никуда не уходила.
Внутри надежды, веры и ума
Всегда была нетающая льдина.

Вот когда эта зима приходит, она не приходит — она поступает из реальности. Она есть всегда. Она и летом есть. Вечная мерзлота русской жизни — вообще всякой жизни, если честно. Вот Снежная Королева знает правду. Вечность знает правду. Дыхание вечности всегда сильнее слабого и блеклого человеческого дыхания.

Вот об этом «Снежная Королева». Это истина, это правда, это ледяная дева. Это настоящий лик жизни. Жизнь — она вот такая. Но человек нужен для того… Это, конечно, глупость, я понимаю, но человек нужен для того, чтобы на всём этом растить розы. Он нужен для того, чтобы из всего этого делать цветущий сад.

На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.

Вот где прямая реминисценция «Снежной Королевы». Человеческие слезы, бессильные и жалкие, нужны для того, чтобы растапливать этот лед. «И слезой своей горячей новогодний лед прожигать».

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему в сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» такой несправедливый и трагический финал?

Потому что Андерсен считал (совершенно справедливо), что дети — маленькие и самодовольные эгоисты. И для того, чтобы пробить ребенка, надо очень хорошо нажать на его слезные железы.

У малька есть, знаете, такой желточный мешок — запас питательных веществ. У ребенка есть такой же запас душевного здоровья, выносливости и, если хотите, эгоцентризма. Для того, чтобы прошибить этот замечательный блок, нужно иногда, как Петрушевская, как Андерсен, прибегать к довольно серьезным средствам.

Понимаете, сентиментальность и злодейство, сентиментальность и зверство довольно часто ходят рука об руку. Сентиментальность — это в известном смысле форма жестокости. Как я одной своей…

Почему средневековые европейские сказки для детей насыщены сценами насилия? Возможно ли, что к детям на Западе относились как к недоразвитым взрослым, достучаться до которых можно только ужасами?

Если посмотрите на сказки Андерсена, например, на «Красные башмаки» или на «Ледяную деву» — на серьезные андерсеновские сказки, вы обратите внимание на то, что они гораздо жесточе, чем многие взрослые тогдашние сочинения. У ребенка есть определённый запас прочности, запас бодрости, некоторая повышенная сопротивляемость. Ну что вы хотите? Они действительно — дети — не очень склонны жалеть других, потому что такого драматического опыта жизни у них, слава богу, нет. Да, до них труднее достучаться. Именно поэтому готика — это жанр детства человечества. Я, например, думаю, что в подростковый возраст человечество вступило с романтизмом.

У меня была лекция про «Замок Отранто», «Монаха»…