Конечно, литература ничему не учит. Я постоянно об этом напоминаю. Литература показывает чудо. Нельзя воспитать человека настойчивыми указаниями: «Делай так, не делай сяк». Литература показывает человеку фокусы волшебные. Она делает чудо, и это чудо убеждает человека в том, что он не все знает. Это диктует ему некоторое смирение и некоторое ограничение своего произвола, своего «я». Литература показывает нам, что мы еще не все понимаем. Потому что, к сожалению, человек не воспитывается ни добром, которое часто оборачивается безнаказанностью, ни злом, которое часто оборачивается жестокостью и насилием. Ни садизм, ни избыток доброты ничему не научат. «Нельзя воспитывать щенков посредством драки и пинков», но нельзя воспитываться одними сладостями. Человек воспитывается созерцанием непонятного. Человек воспитывается выработкой отношения к непонятному, неприятному, враждебному; приятием необычного. Вот это ключевая мысль Стругацких, которая и мне была всегда очень близка и наполняла меня каким-то исключительным оптмимизмом.
Согласны ли вы, что литература ничему не учит — она как Коран: добрый человек найдет там наставления для добрых дел, а убийца для злых?
Дмитрий Быков
>500
😍
—
😆
—
🤨
—
😢
—
😳
—
😡
—
Пока нет комментариев
Что вы знаете о Владимире Краковском? Правда ли, что его преследовал КГБ за книгу «День творения» и после этого он ничего не написал?
Краковский, во-первых, написал после этого довольно много. Прожил, если мне память не изменяет, до 2017 года. Он довольно известный писатель. Начинал он с таких классических молодежных повестей, как бы «младший шестидесятник». Их пристанищем стала «Юность», которая посильно продолжала аксеновские традиции, но уже без Аксенова. У Краковского была экранизированная, молодежная, очень стебная повесть «Какая у вас улыбка». Было несколько повестей для научной молодежи. Потом он написал «День творения» – роман, который не столько за крамолу, сколько за формальную изощренность получил звездюлей в советской прессе. Но очень быстро настала Перестройка. Краковский во Владимире жил,…
Волны гасят ветер
Братья Стругацкие
Сталкер
Андрей Тарковский
Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
Братья Стругацкие
День творения
Владимир Краковский
Выбор
Юрий Бондарев
Берег
Юрий Бондарев
Валерий Тодоровский
Владимир Краковский
Юрий Козлов
Юрий Бондарев
Братья Стругацкие
Виктор Пелевин
Михаил Щербаков