Видите ли, если садизм — это всё-таки некоторый модус операнди и, сверх того, некоторая либертарианская философия… Маркиза де Сада нельзя же сводить только к философии в будуаре — это и философия сама по себе. И «Несчастная судьба добродетели», и «Сало» — как ему казалось, философские произведения, просто очень плохо написанные, потому что либо писатель, либо маньяк.
Понимаете, писатель — маньяк сам по себе. Его больше всего интересует литература. Про де Сада этого сказать нельзя. Его больше всего интересовала эротика, причем такая дурная, доминирования. Писателем он был, по-моему, совершенно никаким, хотя некоторые думают иначе. Но так или иначе, садизм — это вполне реальное течение как в эротике, так и в философии.
Можно ли сказать о путинизме как о некотором модусе операнди, о путинизме как о системе идей? Это, скорее, такая эклектика из довольно истертых уставов внутренней службы и геополитических представлений. Такая система из разных «измов», давно до него существовавших и давно и благополучно потерпевших поражение. Другие их реинкарнации возможны только там, где люди принципиально еще не обожглись ни на одном из этих «измов», но уже начинают постепенно доходить.