Литература

Как вы оцениваете повесть Юрия Нагибина «Моя золотая теща»?

Дмитрий Быков
>2т

Из всех последней трилогии Нагибина – «Дафнис и Хлоя», «Встань и иди» и «Золотая теща»… Так вот, из всего этого я больше всего ценю «Дафниса и Хлою» – мне кажется, это история его отношений с Машей Асмус, которая там названа Дашей. Это потрясающая история, потрясающая повесть, написанная на пределе исповедальности. Кстати, это лучшее, что написано на русском языке об эротике, мне кажется.  Еще к этому примыкает ранняя сравнительно вещь «В те юные годы»  про Оську Роскина. Все, что сказано об этой прекрасной, удивительной генерации, об этом поколении русских модернистов 40-го года, это поколение ифлийское вообще самое интересное. И для этой молодежи любовь (даже физическая) была огромной  школой, как для всякого модерниста, была глубоким средством познания себя и другого. «В те юные годы» прекрасная повесть, просто прекрасная.

Вот в Нагибине мне дороже всего эта его принадлежность к модернистам 1940 года, поколению ифлийцев, среди которых самыми яркими людьми были, конечно, Слуцкий и Самойлов, а также примыкающий к ним Львовский. Львовский многого не написал, но в 70-е в драматургии почти все договорил. А я еще его и лично знал, он был, конечно, гениальным человеком. Вот «Дафнис и Хлоя» – моя любимая вещь у позднего Нагибина.

«Моя золотая теща» – это история про другое, это история про мучительную влюбленность в тещу в одном из нагибинских браков. Причем такого вожделения физического, нежели платонического. Это, скорее, была страсть, нежели умиление и обожание. Но написано это здорово, написано это с потрясающей физиологической достоверностью и личной откровенностью. Тип самой этой тещи советской, жены вельможи, советской жены патриция там замечательно дан.

Но видите, мне все равно представляется, что Нагибин… это тот случай, когда я не совпадаю с большинством его поклонников. Я не считаю, что Нагибин силен только пластически. Я считаю, что он гениальный социальный мыслитель. И дневник это показал. Вот в «Дафнисе и Хлое» есть мысль бьющаяся, живая, очень сильная. В «Теще» этой мысли я не вижу, на поверхности я ее не наблюдаю. Может быть, в подсупдном течении романа она и есть.

Я вообще считаю, что Нагибин – это неоцененный, великий автор, автор, конечно, скорее, западной школы. Трудно сказать, кто его непосредственный предшественник. Их много, но в наибольшей степени это, конечно, Ремарк, которого они читали вовремя. Они вообще ведь были западники. Филологически он наследует Джойсу, хотя его любимым автором были Музиль. И он считал, что роман века – это «Человек без свойств». Я так не думаю, грешным делом. Но Нагибину был дорог сам музилевский дискурс – это сочетание эссеистики и прозы: с одной стороны, невероятная выразительность прозы, а с другой – потрясающая точность прицельная, как клювом ударена, его эссеистичной, философской части.

Кстати говоря, Андрей Добрынин покойный, который был для меня старшим другом любимым и во многих отношениях ориентиром. Мы политически с ним расходились очень сильно, а эстетически он был мне ближе всех – из людей, одновременно пишущих со мной. И как бы мы ни расходились, мы друг друга уважали всегда. Я это просто знаю. Добрынин лучшей книгой двадцатого века считал «Душевные смуты воспитанника Терлеса». Он любил и прозу, кстати говоря, Рильке, тоже высоко ее ставил. Правда, «Терлес» – не единственная малая проза Музиля.

Эти тексты сформировали не только Нагибина, они и Улитина сформировали, хотя и с совершенно другой стороны. Вот были три повести Музиля, которые Добрынин всегда считал лучшими: «Человек без свойств» я прочел – прочел с восхищением, но одновременно и со скукой. Это бывает.  Помимо «Душевных смут воспитанника Терлеса» это книжки «Соединения» и «Три женщины». Их, собственно, Добрынин выделял.

А что касается «Душевных смут воспитанника Терлеса»… В чем их сущность? Это экспрессионистский роман – то, чего практически нет в литературе, скажем, нулевых годов. Это первая такая книга. Потому что экспрессионизм начинается позже. Музиль в некотором смысле забежал вперед. Я думаю, что и «Человек без свойств» – это в какой-то степени роман будущего; роман, до которого мы еще не доросли. Но вот это сочетание саморазоблачительной философии и поразительной точности описания присуще Музилю в эксклюзивной степени, конечно. Я думаю, что Томас Манн, про которого Музиль говорил, что в нем есть некоторая примесь массовой культуры… Мне кажется, что Томас Манн несколько заслонил от нас три фигуры немецкой прозы, которые ничуть ему не уступают, а в некотором отношении даже его и превосходят, потому что, в отличие от Томаса Манна, они не переживали националистических заблуждений, будучи слишком умны.

Первая такая фигура – это Генрих Манн, который в «Верноподданом» все предсказал. Его рассказы, новеллы его, а его «Учитель Гнус» – это просто высочайший класс. Вторая такая фигура – это Музиль, а третья – это Лео Перуц. Перуца называли автором прозы слишком увлекательной, мистической, таинственной, но Перуц (по крайней мере, в «Маркизе де Боливаре» предложил лучшую – здесь я за свои слова отвечаю – сюжетную схему немецкой прозы двадцатого века, когда предсказания начинают организовывать реальность, когда наблюдатели формируют картину мира.

«Маркиз де Боливар» – это просто настолько прихотливо, точно, математически построенный роман, что в свое время его перечитывание меня захватывало очень сильно. Ну и конечно, «Снег святого Петра», «Мастер Страшного суда», «Ночью под каменным мостом», – весь Перуц – это удивительная смесь еврейской мистики и немецкого экспрессионизма. Он довел до ума то, что начинал Кафка, многие приема Шницлера усовершенствовал. В общем, лучше, что было в австрийской и немецкой (рискну сказать) прозе – это Лео Перуц. И я его рекомендую всем еще и потому, что это жутко увлекательно, очень страшно.  Лео Перуц – подлинно готический автор, но это такой математический ад.

😍
😆
🤨
😢
😳
😡
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Каково ваше мнение о творчестве Лео Перуца?

Для меня Лео Перуц – мастер кафкианского уровня, один из величайших. Даже не «Мастер Страшного суда», а прежде всего «Маркиз де Боливар». Более изобретательно построенного романа я не встречал: там предсказание конструирует фабулу и обретает перформативную функцию. То, что маркиз де Боливар предсказал, сбывается. Это, конечно, гениальный роман совершенно. Ну и «Снег Святого Петра», ну и «Ночью под каменным мостом». Перуц был чем позже, тем лучше. Но и тем труднее ему было писать.

Конечно, вот этот «Мастер Страшного суда», «Мастер Леонардо» – очень страшный роман, очень жуткий, готический. Перуц же вообще был математик и шахматист, поэтому его конструкции обладают великолепным…

Как вы относитесь к творчеству Лео Перуца?

Для меня Лео Перуц – мастер кафкианского уровня, один из величайших. Даже не «Мастер Страшного суда», а прежде всего «Маркиз де Боливар». Более изобретательно построенного романа я не встречал: там предсказание конструирует фабулу и обретает перформативную функцию. То, что маркиз де Боливар предсказал, сбывается. Это, конечно, гениальный роман совершенно. Ну и «Снег Святого Петра», ну и «Ночью под каменным мостом». Перуц был чем позже, тем лучше. Но и тем труднее ему было писать.

Конечно, вот этот «Мастер Страшного суда», «Мастер Страшного суда» – очень страшный роман, очень жуткий, готический. Перуц же вообще был математик и шахматист, поэтому его конструкции обладают великолепным…

Понятен ли Виктор Драгунский современным детям? Будет ли новый Драгунский?

 Будет, но не скоро. Денис, конечно многому научился у отца, и проза Дениса стоит на плечах Нагибина и Драгунского, двух давних друзей, глубоко любивших и понимавших друг друга. Но Денис, конечно, более взрослый и более лаконичный, формально более совершенный. И, я думаю, психологически более сложный. Новый Драгунский может появиться, но, видите, какая вещь? Это должен быть очень добрый человек. И чтобы этой доброте было место в современном мире.

Я не представлю, кто из современных авторов мог бы написать рассказ «Друг детства» – о мальчике, который отказался превращать своего медвежонка в боксерскую грушу. «Знаешь, не буду я, наверное, заниматься боксом». Твою-то…

Является романтизм источником национал-социализма? Не могли бы вы назвать литературные произведения, которые начинаются с романтизма, а кончаются фашизмом?

Произведения я вам такого не назову, но «Рассуждения аполитичного» Томаса Манна — это книга ницшеанца и в некотором отношении романтика, и в этой книге проследить генезис фашизма проще всего. Слава богу, что Томас Манн благополучно это заблуждение преодолел. Связь романтизма и фашизма наиболее наглядно показана в «Волшебной горе»: иезуит Нафта высказывает там очень многие романтические взгляды. Наверное, у Шпенглера можно найти очень многие корни фашизма и последствия романтизма. Противопоставление культуры и цивилизации, безусловно, романтическое по своей природе. То колено, тот сустав, где романтизм соединяется с фашизмом, проще всего обнаружить у Ницше, потому что… Я прекрасно…

Какие произведения о войне вы можете порекомендовать для 6-7 классников?

Безусловно, Константина Воробьева, в первую очередь, «Крик» и «Убиты под Москвой». Военные рассказы Нагибина и его дневник, повесть «Павлик» тоже в значительной степени, повесть «Далеко от войны». Наверное, из Василя Быкова «Обелиск» — безусловно. Наверное, для 6-7 классов жизнь учителя Алеся Мороза будет и понятна, и важна, и значительна. Ну и мне представляется, что «Будь здоров, школяр» Окуджавы, конечно. Хотя там многие негодовали при появлении этой вещи, которую назвали сразу же недостаточно героической. Вообще, альманах «Тарусские страницы» громили главным образом за нее.

Окуджава при своем дебюте — и песенном, и прозаическом — собрал все возможные овации и все возможные…

Что вы можете сказать о романе Томаса Манна «Избранник»? Есть ли здесь параллель с Достоевским — через падение и попытку возрождения?

Я тоже его люблю. Мне кажется, что из всех романов Манна он самый легкий и в каком-то смысле самый веселый. Да, наверное, есть, безусловно. Но в принципе, этот роман все-таки несколько об ином; роман, сделанный в поэтике Средневековья. Понимаете, для того чтобы «Избранника» внятно анализировать, мне бы следовало его перечесть, вероятно. Мне казалось, что это такой «Анти-Фаустус», как бы ответ самому себе. Если «Доктор Фаустус» — это был чрезвычайно пессимистический вывод о человеческой природе, то «Избранник» — это попытка написать «Анти-Фауста», написать другой, возможный вариант человека, который не дьяволу предается, а в конце концов достигает бога. Не через падение, конечно.

Какой, на ваш взгляд, литературный сюжет был бы наиболее востребован сегодняшним массовым…
Действительно, сейчас крайне популярным стал цикл книг о графе Аверине автора Виктора Дашкевича, где действие…
18 нояб., 11:14
Джек Лондон
Анализ слабый
15 нояб., 15:26
Каких поэтов 70-х годов вы можете назвать?
Охренеть можно, Рубцова мимоходом упомянул, типа, один из многих. Да ты кто такой?!
15 нояб., 14:27
Что выделяет четырёх британских писателей-ровесников: Джулиана Барнса, Иэна Макьюэна,…
Кратко и точно! Я тоже очень люблю "Конц главы". Спасибо!
10 нояб., 17:58
Как вы относитесь к поэзии Яна Шенкмана?
Серьезно? Мне почти пятьдесят и у меня всё получается, и масштабные социальные проекты и отстаивание гражданской…
10 нояб., 06:37
Что вы думаете о творчестве Яна Шенкмана?
Дисциплины поэтам всегда не хватает
10 нояб., 06:27
Что вы думаете о творчестве Майкла Шейбона? Не могли бы оценить «Союзе еврейских…
По-английски действительно читается Шейбон
07 нояб., 13:21
Борис Стругацкий, «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
"Но истинный книги смысл доходит до нас только сейчас"... Смысл не просто "доходит", он многих literally на танках…
24 окт., 12:24
Кто из русских писателей больше всего похож на Антуана де Сент-Экзюпери?
Дмитрий Львович, я нигде больше не встречала документов, упоминавших встречу Мермоз с Чкаловым. Поделитесь…
18 окт., 16:31
Почему общественность так потрясло интервью Ксении Собчак со Скопинским маньяком?
Несчастному Виктору Васильевичу Мохову, полностью отбывшему установленный судом срок и ныне чистому перед…
08 окт., 23:41