Оценить его творчество Хаксли в полном объеме у меня не было возможности. Потому что Хаксли – это очень умный писатель. Это высокий интеллектуал par excellence, серьезный философ, как и Берджесс, хорош ориентирующийся в музыке, в законах композиции, большой знаток современной ему философии.
Хаксли всегда казался мне не по зубам. «О дивный новый мир» я, естественно, читал. «Контрапункт» я не смог читать именно потому, что моих познаний для этого недостаточно, я это очень быстро понял. Говорят, у него есть еще замечательная книга о том, как он боролся с близорукостью. Возможно, когда-нибудь мне придется это делать, и тогда я эту книгу прочту. Но пока, слава богу, у меня такой потребности, острой необходимости нет.
Хаксли – это писатель английского элитарного круга, английского высшего образования. Мне там совершенно нечего ловить. То, что он пытался расширить сознание, довольно понятно. Такой мощный мозг нуждался в подпитке. Но вот обратите внимание: он мне кажется немного похожим по своей старомодности и интереса к разного рода сценариям будущего на Торнтона Уайлдера – абсолютно великого американского прозаика, любимого писателя Веллера. Но обратите внимание: почему-то Торнтон Уайлдер не прибегал к ЛСД, хотя был не глупее. Видимо, он был эмоциональнее, за счет чего сумел написать «Наш городок» – одну из величайших пьес в американской литературе. Хаксли мне кажется недостаточно эмоционален, но это мое частное мнение.